ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
12 января 2010 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Антонова Е.В., при секретаре Бекетовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Федоровой Ольги Алексеевны, 03 декабря 1954 года рождения, проживающей в г. Самаре по ул. Воеводина, д. 2, к. 114, кв. 29, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Федорова О.А. обвиняется в том, что, являясь работодателем иностранного гражданина Мирсаева Д.Д., с которым 19.03.2009 года заключен трудовой договор на осуществление трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего, она не уведомила УФМС России по Самарской области о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в трехдневный срок со дня заключения трудового договора - до 23.03.2009 года.
ИП Федорова О.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель УФМС РФ по Самарской области Пустобаев Е.С. в судебном заседании пояснил, что Федорова О.А. представила в территориальный орган миграционной службы трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином Мирсаева Д.Д., и получила разрешение на привлечение его к трудовой деятельности в РФ, однако, в установленный законом трехдневный срок со дня заключения трудового договора не уведомила территориальный орган миграционной службы о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности. Федорова О.А. извещалась о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, но для составления протокола не явилась.
Выслушав доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает обвинение необоснованным.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующей субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Примечанием к статье 18.15 КоАП РФ установлено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ч. 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 года № 183, работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющим разрешение на работу, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Из анализа указанных норм следует, что работодатель обязан уведомить территориальный орган миграционной службы о фактическом допуске к работе и фактическом использовании иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности. Заключение трудового договора с иностранным гражданином без фактического допуска к работе не влечет возникновение у работодателя обязанности уведомления территориального органа миграционной службы о привлечении иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности.
Из доводов представителя УФМС РФ по Самарской области следует, что ИП Федорова О.А. представила в территориальный орган миграционной службы трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином Мирсаева Д.Д., Следовательно, Федорова О.А. уведомила УФМС РФ по Самарской области о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Таким образом, законодатель обязывает работодателя уведомить соответствующие органы о фактическом использовании иностранной рабочей силы. Трудовой договор является лишь основанием к допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности, однако, сам по себе не подтверждает факт выполнения иностранным гражданином трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором.
Доказательств, подтверждающих привлечение и использование Федоровой О.А. иностранного гражданина Мирсаева Д.Д.., для выполнения трудовых обязанностей подсобного рабочего по заключенному трудовому договору, суду не представлено.
Кроме того, доказательства, представленные в подтверждение виновности ИП Федоровой О.А. в совершении административного правонарушения, суд признает недопустимыми.
Административное дело в отношении ИП Федоровой О.А. возбуждено на основании протокола № 0023681 об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. При неявке указанного лица копия протокола направляется ему в течение трех дней со дня составления протокола.
В нарушение указанной нормы протокол об административном правонарушении в отношении ИП Федоровой О.А. составлен без участия Федоровой О.А. или ее представителя, копия протокола Федоровой О.А. не направлена.
ИП Федорова О.А. не была извещена в установленном порядке о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
Правонарушение выявлено УФМС РФ по Самарской области 12.10.2009 года, что подтверждается актом проверки индивидуального предпринимателя. В этот же день был составлен протокол об административном правонарушении.
Представленные суду извещения ИП Федоровой О.А. о явке для составления протокола об административном правонарушении датированы 14.07.2009 года и 09.06.2009 года, то есть до обнаружения события административного правонарушения по факту допуска к работе иностранного гражданина Мирсаева Д.Д. В извещениях отсутствует указание на обстоятельства правонарушения, что в совокупности с датами направления извещений приводит к выводу о неотносимости данных извещений к рассматриваемому административному делу.
Помимо этого, материалами дела не подтвержден и факт получения извещений ИП Федоровой О.А.
Не обеспечение лица, привлеченного к административной ответственности, гарантиями, предусмотренными ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, является существенным нарушением процессуального закона, которое невосполнимо в судебном заседании.
Кроме того, акт проверки от 12.10.2009 года составлен специалистом Луценко Д.О. до издания распоряжения о проведении документарной проверки от 13.10.2009 года № 279 р и до поручения ему проведения проверки, им же составлен протокол об административном правонарушении.
Таким образом, проверка в отношении ИП Федоровой О.А. проведена ненадлежащим лицом, протокол об административном правонарушении составлен ненадлежащим лицом и с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, что влечет незаконность возбуждения административного дела и недопустимость всех полученных по делу доказательств.
С учетом изложенного суд считает недоказанным факт использования ИП Федоровой О.А. иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, в связи с чем в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Самарской области территориальный орган Федеральной миграционной службы осуществляет свою деятельность в сфере миграции на территории Самарской области, имеет структурные подразделения и наименование «Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области». В силу п. 13.1 Положения УФМС РФ по Самарской области осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. Юридический адрес территориального органа - г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 112.
Таким образом, рассмотрение настоящего административного дела подсудно Самарскому районному суду г. Самара, поскольку ИП Федорова О.А. обвинялась в совершении административного правонарушения на территории Самарского района.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Федоровой Ольги Алексеевны прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Е. В. Антонова