ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
12 января 2010 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Антонова Е.В., при секретаре Бекетовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Благоустройство» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Благоустройство» обвиняется в том, что, являясь работодателем гражданина Узбекистана Сулаймонова Нумонжона Мухамедовича, 26.03.1960 года рождения, с которым 13.07.2009 года заключен трудовой договор на осуществление трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего, оно не уведомило УФМС России по Самарской области о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в трехдневный срок со дня вступления в силу трудового договора (24.07.2009 года) - до 30.07.2009 года.
Представитель ООО «Благоустройство» в судебное заседание не явился.
Представитель УФМС РФ по Самарской области Пустобаев Е.С. в судебном заседании пояснил, что ООО «Благоустройство» представило в территориальный орган миграционной службы трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином Сулаймоновым Н.М., и получило разрешение на привлечение его к трудовой деятельности в РФ, однако, в установленный законом трехдневный срок со дня вступления трудового договора в силу не уведомило территориальный орган миграционной службы о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности. ООО «Благоустройство» и его директор Баранчук Ю.М. извещались о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, но для составления протокола представитель юридического лица не явился.
Выслушав доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает обвинение необоснованным.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующей субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Примечанием к статье 18.15 КоАП РФ установлено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ч. 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 года № 183, работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющим разрешение на работу, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Из анализа указанных норм следует, что работодатель обязан уведомить территориальный орган миграционной службы о фактическом допуске к работе и фактическом использовании иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности. Заключение трудового договора с иностранным гражданином без фактического допуска к работе не влечет возникновение у работодателя обязанности уведомления территориального органа миграционной службы о привлечении иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности.
Из доводов представителя УФМС РФ по Самарской области следует, что ООО «Благоустройство» представило в территориальный орган миграционной службы трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином Сулаймоновым Н.М. Следовательно, ООО «Благоустройство» уведомило УФМС РФ по Самарской области о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Таким образом, законодатель обязывает работодателя уведомить соответствующие органы о фактическом использовании иностранной рабочей силы. Трудовой договор является лишь основанием к допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности, однако, сам по себе не подтверждает факт выполнения иностранным гражданином трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором.
Доказательств, подтверждающих привлечение и использование ООО «Благоустройство» иностранного гражданина Сулаймонова Н.М. для выполнения трудовых обязанностей подсобного рабочего по заключенному трудовому договору, суду не представлено.
Кроме того, доказательства, представленные в подтверждение виновности ООО «Благоустройство» в совершении административного правонарушения, суд признает недопустимыми.
Административное дело в отношении ООО «Благоустройство» возбуждено на основании протокола № 0095200 об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. При неявке указанного лица копия протокола направляется ему в течение трех дней со дня составления протокола.
В нарушение указанной нормы протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Благоустройство» составлен без участия представителя юридического лица, копия протокола ООО «Благоустройство» не направлена.
Представитель ООО «Благоустройство» не был извещен в установленном порядке о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
Из представленных материалов следует, что ООО «Благоустройство» и его директор по указанным в извещениях адресам не находятся. Доказательств, подтверждающих получение ООО «Благоустройство» извещений о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Согласно акту проверки юридического лица административное правонарушение выявлено 30.09.2009 года, а административное дело возбуждено составлением административного протокола 09.11.2009 года, то есть по истечении установленных ст. 28.5 КоАП РФ сроков.
При этом административный орган не обеспечил юридическое лицо гарантиями, предусмотренными статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением процессуальных норм, свидетельствует о незаконности возбуждения административного дела и недопустимости всех собранных по делу доказательств.
С учетом изложенного суд считает недоказанным факт использования ООО «Благоустройство» иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Самарской области территориальный орган Федеральной миграционной службы осуществляет свою деятельность в сфере миграции на территории Самарской области, имеет структурные подразделения и наименование «Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области». В силу п. 13.1 Положения УФМС РФ по Самарской области осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. Юридический адрес территориального органа - г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 112.
Таким образом, рассмотрение настоящего административного дела подсудно Самарскому районному суду г. Самара, поскольку ООО «Благоустройство» обвинялось в совершении административного правонарушения на территории Самарского района.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Благоустройство» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е. В. Антонова