П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 апреля 2010г. г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Саломатин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 20,
у с т а н о в и л:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, являясь в силу ч. 1 ст. 27 Устава городского округа Самара органом местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по распоряжению и управлению муниципальной собственностью нарушил требования норм и правил пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 77.
Так, проведенной должностными лицами Отдела государственного пожарного надзора Самарского района г. Самары проверкой установлено, что в здании по указанному адресу имеется ряд нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара, действующая на основании доверенности, вину в совершенном правонарушении не признала, суду пояснила, что в нежилом здании по указанному адресу расположен ряд помещений, часть из которых сдается в аренду, часть передана в безвозмездное пользование, часть находится в собственности третьих лиц. Представитель правонарушителя также пояснила суду, что с арендаторами помещений заключены договоры аренды, согласно которым на них возложена обязанность по надлежащей эксплуатации помещений и соблюдению норм и правил пожарной безопасности. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании не оспаривала принадлежность здания в целом муниципальному образованию городской округ Самара и то обстоятельство, что данное здание состоит в реестре муниципального имущества. Кроме того, представитель пояснила суду, что в данном здании находятся социально значимые объекты, в том числе, отдел по начислению субсидий, приостановление деятельности которых может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, представитель Департамента пояснила суду, что юридическое лицо готово в добровольном порядке устранить допущенные нарушения.
Представители отдела Государственного пожарного надзора Самарского района г. Самары Скробовенко С.М. и Круглин А.Ю. в судебном заседании пояснили, что выявленные нарушения являются существенными и угрожают жизни и здоровью людей. Кроме того, со слов должностных лиц ОГПН Самарского района г. Самары в феврале 2010г. в указанном здании уже произошло возгорание из-за неисправной электропроводки.
Выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, представителей Отдела государственного пожарного надзора Самарского района г. Самары, исследовав материалы дела, суд полагает установленным и доказанным факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть нарушение требований пожарной безопасности.
Как установлено судом в здании по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 77 имеются многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Так, согласно акту проверки № 65 от 03.03.2010г. л.д. 15-17) должностными лицами органа государственного пожарного надзора выявлены следующие нарушения, допущенные при эксплуатации вышеуказанного нежилого здания:
Общие нарушения
6.Планы (схемы) эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнены с нарушением требований нормативных документов. Нарушение: ППБ 01-03 п.16; ГОСТ Р 12.2.143-2002 г.;
7.Отсутствует специальный журнал произвольной формы по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения. На корпусе огнетушителей не нанесен порядковый номер белой краской. Нарушение: ППБ 01-03 п.108, прил. 3 п. 15, 16.;
8. Отсутствует акт проверки внутреннего противопожарного водопровода с обеспечением требуемого расхода воды на внутреннее пожаротушение. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 89; СНиП 2.04.01-85* п. 6.1*;
9. Не произведена повторно огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 36.;
16. Отсутствуют распорядительные документы, устанавливающие противопожарный режим, в том числе:
не определены и не оборудованы места для курения;
не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение. Нарушение: ППБ 01-03 п. 15.;
17. Электропроводка эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (допускается использование распределительных коробок со снятыми крышками, допускается соединение электропроводки методом скрутки. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; ПУЭ п.2.1.21;2.1.24;2.1.26;
18. На дверях чердачного помещений не указана информация о месте хранения ключей. Нарушение: ППБ 01-03 п. 44;
19. Пути эвакуации ( коридоры) загромождены различными материалами, изделиями и другими предметами. Нарушение: ППБ 01-03 п. 53;
20. Помещения и коридоры этажей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 14 т. 1 п. 9.;
21. Помещения административного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 104-03 п.4.1, таб.1, п. 5.1, таб.2, п.15;
22. Марши эвакуационных лестниц здания запасного эвакуационного выхода имеют различную высоту и ширину проступи. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, п. 6.28*.;
23. Эксплуатация первичных средств пожаротушения осуществляется с нарушениями требований пожарной безопасности, а именно:
- не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
- на имеющие огнетушители не нанесены порядковые номера;
- не заведен специальный журнал по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
Не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
на имеющиеся огнетушители не нанесены порядковые номера белой краской;
не заведен специальный журнал по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
в некоторых местах огнетушители расположены на высоте не 1,5 м. Нарушение: ППБ 01-03 п. 108. прил. №3, п.15, п. 16, п.19.;
24.На путях эвакуации в общих коридорах применены горючие отделочные материалы с высокой пожарной опасностью (линолеум, панели). Нарушение: ППБ 01-03 п.З, 53; СНиП 21-01-97* п.6.25*;
25. Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей отсутствует зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм. Нарушение: ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, п. 8.9.;
26. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. ППБ 01-03 п. 60.:
27. Применяются горючие материалы для окраски стен на путях эвакуации. Нарушение: ППБ 01-03 п. 53.;
28. Не предусмотрено ограждения на кровле. Нарушение: ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, п. 8.11.;
Нарушения, выявленные в комнате дежурного
29. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 0,8 м.
Нарушение: ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, п. 6.16;
30. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот отсутствуют лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*; 1 этаж
33. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Нарушение: ППБ 01-03 п. 60.;
34. Хранятся под лестничными маршами горючие материалы. Нарушение: ППБ 01-03 п. 40.;
35. Высота и ширина запасного эвакуационного выхода здания, не соответствует, указанным в нормативных документах по пожарной безопасности, менее 1,9 м в свету и менее 0,8 метров (1,76 м на 0,6 м). Нарушение: ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, п. 6.16.;
36. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м. Нарушение: ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, п. 6.16;
37. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот отсутствуют лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*.;
38. Не выполнен перенос батарей отопления на высоту не менее 2,2 м или размещение их в нишах (лестничные клетки). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.32*.;
39. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2м). Двери из помещений в коридоры, расположены двусторонне, что уменьшает путь эвакуации на ширину дверного полотна. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.26*.;
40. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот отсутствуют лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*.;
41. В коридоре без естественного освещение отсутствует система дымоудаления. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* п. 1.158*; СНиП 41-01-2003 п. 8.2.;
42. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации не соответствует требования нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2м). Двери из помещений коридоры, расположены двусторонне, что уменьшает путь эвакуации на ширину дверного полотна Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.26*.;
Нарушения, выявленные на 3 этаже
43. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот отсутствуют лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28*.;
44. Ширина запасного эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, п. 6.16;
Нарушения, выявленные на 4 этаже
45. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2м). Двери из помещений коридоры, расположены двусторонне, что уменьшает путь эвакуации на ширину дверного полотна. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.26*.;
46. Ширина лестничных площадок менее ширины марша. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.31*.
Факт наличия данных нарушения Правил и норм пожарной безопасности подтвержден следующими материалами дела: актом проверки, проведенной в присутствии заместителя начальника отдела контроля за использованием муниципального имущества Кувякова А.В. и главного специалиста отдела контроля за использованием муниципального имущества Драчевой Е.В. л.д. 15-17), распоряжением о проведении внеплановой проверки от 19.02.2010г. л.д. 18), фотобалицей к акту проверки л.д. 19-33), составленной в присутствии главного специалиста отдела контроля за использованием муниципального имущества Драчевой Е.В. и заверенной ее подписью л.д. 19), протоколом об административном правонарушении № 125 от 29.03.2010г. л.д. 7-9). Кроме того, суд учитывает, что наличие вышеуказанных нарушений не оспаривалось представителем Департамента управления имуществом в судебном заседании.
Суд не принимает во внимание доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что не установлена вина правонарушителя в совершении административного правонарушения в связи с наличием в данном здании иных собственников помещений и заключением между Департаментом управления имуществом и арендаторами помещений соглашений об ответственности иных лиц за противопожарное состояние здания, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм права.
Так, в силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена и доказана. Представителем правонарушителя в судебном заседании не оспаривался факт нахождения всего здания в целом на балансе Департамента управления имуществом как органа, ведающего распоряжением, контролем, управлением муниципальным имуществом. Кроме того, согласно пояснениям представителей ОГПН Самарского района г. Самары, данных ими в судебном заседании, при проведении проверки должностными лицами Департамента было пояснено, что все здание в целом находится на балансе муниципалитета. Также согласно пояснениям начальника ОГПН Самарского района г. Самары Скробовенко С.М. проверка проводилась в местах общего пользования здания, а также в тех помещениях, в которые обеспечили доступ должностные лица Департамента управления имуществом. На момент проведения проверки сведений о том, что имеются какие-либо иные собственника помещений отсутствовали.
Суд полагает, что наличие нарушений норм и правил пожарной безопасности в местах общего пользования здания а также в помещениях, принадлежащих правонарушителю, позволяет сделать вывод о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара является субъектом указанного правонарушения и именно в связи с его виновным бездействием и невыполнением обязанность по поддержания надлежащего противопожарного состояния в здании, были допущены указанные нарушения.
Довод представителя департамента управления имуществом о том, что обязанность по содержания помещений в надлежащем состоянии возложена на арендаторов помещений является голословным, ничем не подтвержден, кроме того, выполнение требований пожарной безопасности в местах общего пользования, а также требований, который носят общий для здания характер, возложена на собственника здания как объекта недвижимого имущества.
При назначении наказания за совершенное правонарушение суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения и полагает необходимым назначить Департаменту управления имуществом городского округа Самара наказание в виде административного приостановления деятельности.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что Департаментом управления имуществом до настоящего времени не устранены наиболее существенные нарушения правил и норм пожарной безопасности, которые напрямую угрожают жизни и здоровью людей. Суд полагает, что выявленные нарушения являются существенными, что также подтверждается пояснениями должностных лиц ОГПН Самарского района г. Самары, данными ими в судебном заседании. Суд также учитывает, что указанное здание эксплуатируется большим количеством граждан, в данном здании находится большое количество людей и эксплуатация помещений с наличием значительных нарушений правил и норм пожарной безопасности, по мнению суда, может повлечь возникновение пожара и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Суд также принимает во внимание, что представителем Департамента управления имуществом не предоставлены суду сведения, свидетельствующие о принятии каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности.
Вместе с тем, в связи с утверждениями представителя правонарушителя о добровольном устранении выявленных нарушений и о необходимости предоставления определенного времени для устранения нарушений Правил пожарной безопасности, суд полагает возможным приостановить деятельность указанного здания на срок 30 суток.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.1-29.9 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 20признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток.
Приостановить деятельность нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 77, принадлежащего муниципальному образованию городской округ Самара на срок 30 суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Судья п/п Саломатин А.А.
Копия верна
Судья: