РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самара Святец Т.И.,
с участием заведующей МДОУ детский са<адрес> Золотовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Золотовой Н.М. на постановление № старшего инспектора надзорной деятельности Самарского района г.Самара- государственного инспектора г.Самара по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № ст. инспектора отдела надзорной деятельности Самарского района г.о. Самара ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ детский са<адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, Золотовой Н.М. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 100 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП.
Должностное лицо Золотовой Н.М., ДД.ММ.ГГГГ, в 15 часов, в помещениях МБДОУ детский са<адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами Федерального закона «О пожарной безопасности» ФЗ- 69; Постановления Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме», Правила противопожарного режима в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» /приняты и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/, а именно:
1. Ширина второго эвакуационного выхода в свету из младшей группы во внутренний двор
здания, менее 1,2 м /фактически 1,16м/.; /Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ
п. 33 ФЗ- 69 «О пожарной безопасности» ст. 1, СНиП 21-01-97* п.6.16/;
Ширина горизонтальных участков путей эвакуации в свету /общий коридор/ на выходе из младшей группы менее 1,2 м /фактически 0,85 м, 0,9 м/ /Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ п. 33, ФЗ- 69 «О пожарной безопасности» ст.1, СНиП 21-01-97* п.6.27/;
Ширина второго эвакуационного выхода в свету старших и средней группы во внутренний двор здания, менее 1,2 м /фактически 0,8 м/, /Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ п. 33, ФЗ- 69 «О пожарной безопасности» ст.1, СНиП 21-01-97* п.6.16/;
Ширина горизонтальных участков путей эвакуации в свету /общий коридор/ на выходе из старших и средней группы менее 1,2 м /фактически 0,9 м/, вследствие заужения коридора строительными конструкциями, а так же из- за двустороннего расположения дверей /Правила противопожарного режима в РФ п. 33,ФЗ- 69 «О пожарной безопасности» ст.1, СНиП 21-01-97* п.п.6.26*,6.27/;
Из помещений детских групп /за исключением младшей группы/, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, отсутствуют вторые эвакуационные выходы; /Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ п. 33, ФЗ-69 «О пожарной безопасности» ст.1, СНиП 21-01-97* п.6.12*/.
6. Для старшей группы, расположенной в тупиковом коридоре, эвакуационные пути не
рассредоточены. /Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ п. 33, ФЗ- 69 «О
пожарной безопасности» ст.1, СНиП 21-01-97* п.6.15*/, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Заведующая детским садом МБДОУ № г.о. Самара Золотовой Н.М. обратилось в суд Самарского района г.Самара с жалобой в порядке пересмотра, полагая постановление необоснованным, подлежащим отмене. Из жалобы следует, что детский сад находится на первом этаже 4-х этажного жилого <адрес> года постройки, выполнено железобетонными перекрытиями. С момента постройки этого дома в нем всегда на первом этаже располагался детский сад. Из плана помещения детского сада, составленного БТИ, видно, что невозможно расширить участки путей эвакуации к свету /общий коридор/ на выходе из младшей группы, ширину горизонтальных участков путей эвакуации в свету /общий коридор/ на выходе из старших и средней группы, а также невозможно сделать вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп /за исключением младшей группы/, так как все стены, а также колонны в которых, требуют расширения несущих. Несущие конструкции многоквартирного дома включают в себя как несущие стены, так и несущие колонны. Дом очень старый, у него есть естественный износ, повреждение несущей колонны может вызвать потерю устойчивости дома в целом. Если выполнить все предписания государственного инспектора по пожарному надзору, то необходимо произвести реконструкцию здания, так как выполнение дополнительных проемов для расширения и установления новых выходов в несущих стенах, а также повреждений несущих колонн, может вызвать потерю несущих конструкций и устойчивости дома в целом, и может затронуть другие характеристики надежности и безопасности здания.
В суде Золотовой Н.М. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель ОНД г. Самара в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в их отсутствии.
Судом установлено, что вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности МБДОУ детский са<адрес> носят конструктивный характер, требуют реконструкции здания, что нельзя расценивать как виновные действия должностного лица- заведующей МБДОУ детский са<адрес> Золотовой Н.М.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, ч.3 ст.1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Кроме того, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами нормами и правилами. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности» /в ред. от ДД.ММ.ГГГГ/; Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и /или/ содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты /продукции/, в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно- технической продукции и продукции общего назначения; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее ДД.ММ.ГГГГ осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил. СНиП 21-01-97* не отнесен к обязательным для исполнения нормативным документам, и с введением в действие ДД.ММ.ГГГГ Закона №- ФЗ носит рекомендательный характер.
Согласно Заключению государственного пожарного надзора о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, состояние МДОУ детский са<адрес> позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.
Сообщением руководителя Департамента образования Администрации г.о.Самара ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Золотовой Н.М. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с предписанием № сообщено, что в соответствии с ФЗ №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ п.4 и письмом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по ранее действовавшим нормам, требования новых нормативных документов, не распространяется.
Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.о.Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, МДОУ детский са<адрес> обязаны провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда изменено, поскольку в соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть исполнимым, и при этом устранение одного нарушения требований пожарной безопасности, не должно влечь нарушение иных требований и норм, в том числе строительных. Возможность увеличения ширины коридора в МДОУ № без нарушения конструктивных особенностей здания, не доказана. Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, МДОУ детский са<адрес> расположен на первом этаже 4- х этажного жилого дома; наружные стены здания кирпичные, внутренние перегородки кирпичные, гипсолитовые. Здание, в котором располагается МДОУ- 1957 года постройки, является памятником истории и культуры; таким образом, не доказана возможность выполнения строительных работ, при которых на первом этаже здания возможно осуществить разрешение внутренних кирпичных перегородок без ущерба для прочности всего здания.
Кроме того, источником формирования финансовых ресурсов детского сада № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В силу ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п.10 ч.1 ст.7 Устава г.о.Самара, к вопросам местного значения г.о.Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о.Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст.25 Устава относится к компетенции администрации г.о.Самара.
Согласно Положения о Департаменте образования администрации г.о.Самара, утвержденного постановлением Главы города Самары, в функции Департамента входит также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений общеобразовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.
При таких обстоятельствах, представляется, что оснований для привлечения к административной ответственности заведующей МБДОУ детского сада № г.о. Самары Золотовой Н.М. за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, носящих конструктивный характер и требующих реконструкции здания, не имелось.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.24. 5, п.3 ч.1 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу заведующей МБДОУ детский са<адрес>.о. Самары Золотовой Н.М. удовлетворить.
Постановление № старшего инспектора надзорной деятельности <адрес>- государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Золотовой Н.М., отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в порядке ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Т.И. Святец