водитель осужден за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека, к условному лишению свободы с лишением права управления транспортным средством



Дело № 1-156/10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

13 августа 2010 года. г. Сальск.

Сальский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Момот Т.М., с участием прокурора Коростылевой М.А., подсудимого Стоценко И.Е., защитника Сладких В.Н., представившего удостоверение № 274 и ордер № 4 от 20.04.2010 года, при секретаре Литвиновой Е.В., а такте с участием потерпевшего ПНВ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Стоценко И.Е., Дата обезличена года рождения, уроженца ..., ..., ..., гражданина ... образование ..., проживающего в ..., не судимого,

по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

15 августа 2009 года, около 22 часов 40 минут, Стоценко И. Е., управляя трактором Номер обезличен, государственный регистрационный знак ..., с тракторным прицепом ..., государственный регистрационный знак ..., следуя по автодороге Сандата - Сальск, Сальского района, по направлению из с. Сандата в г. Сальск, в нарушение п. п. 1.5, 2.3.1, 8.1, 8.5 Правил дорожного движения (далее ПДД) РФ, а также п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Положений) и пункта 3.3 Приложений к Положениям, после остановки на правой обочине непосредственно перед перекрестком, включив на задней части кабины трактора сигнал левого поворота, не обеспечив безопасное выполнение маневра, стал выезжать на дорогу Сандата - Сальск и далее на примыкающую слева второстепенную дорогу в х. Садовый, тем самым полностью перекрыв направление движения и правую обочину и создав опасность следовавшему за трактором в попутном направлении автомобилю Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен, под управлением МШК с пассажирами ГВВ, ОАВ и ПИА В результате столкновения ПИА получил опасные для жизни телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых скончался, а ОАВ - телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью.

Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого Стоценко И.Е. вину свою не признал и суду пояснил, что 14 или 15 августа прошлого года он с ЕАП на тракторе с прицепом выехал из Сандаты в сторону Сальска. На тракторе всё работало, всё горело. Проехав балку Турбуста, на перекрестке включил левый поворот, оглянулся назад, снизил скорость, после чего стал поворачивать с полосы движения налево, перед этим посмотрев назад, но ничего опасного не увидел, после чего произошел удар. Он выскочил, увидел машину, после чего чуть не потерял сознание. После аварии трактор лежал разобранным на дороге. В его присутствии приехали работники милиции. Он ехал правильно, все фонари на тракторе горели, на нем также имелись треугольники и катафоты.

Проверив и обсудив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина подсудимого полностью установлена и подтверждается следующим:

- показаниями потерпевшей ПНВ, пояснившей, что погибший в ДТП ПИА - ее сын. 15 августа прошлого года к ним приехал КА. и сообщил, что ее сын погиб. У сына осталась жена и ребенка, который родился после его смерти;

- показаниями потерпевшего ОАВ, пояснившего, что 15 августа 2009 года, примерно в 22 час. 30 мин. он с компанией возвращался из с. Сандата в г. Сальск на автомашине Номер обезличен под управлением МШРядом с водителем сидел ПИА, за которым сзади сидел он, рядом с ним - ГВВ Впереди в 5-6 км. от них на мотоцикле Номер обезличен ехал ПАС Они ехали по своей полосе со скоростью 110-120 км/час. Выехав из балки, в метрах 300-х он увидел стоящий мотоцикл с аварийным сигналом.

МШ сбросил скорость до 90-100 км/час. и он увидел на обочине справа силуэт трактора с прицепом, без каких либо фонарей. Когда до трактора оставалось метров 50, трактор стал резко выезжать с правой обочины, пересекая дорогу. МШ стал тормозить, уходить влево, но объехать они не успели, так как трактор продолжал двигаться. Произошло столкновение автомобиля правым передним крылом о левое переднее колесо трактора.

Он потерял сознание и пришёл в себя, когда его вытаскивали из машины и положили на землю, где лежали МШК и Г. ПНВ И. он не видел. Машину развернуло в противоположную их движению сторону, трактор был перевернут. Потом проехала машина, вызвали «Скорую помощь». К ним подошёл тракторист с женщиной, которые были в алкогольном опьянении, оба шатались. Он спросил у тракториста, почему трактор двигался и был без света. Когда тракторист наклонился, он слышал от него запах спиртного. Тракторист просил их сказать, что он включал левый поворот;

- показаниями свидетеля МШК, пояснившего, что 15 августа 2009 года, около 22.30 он с пассажирами выехал на своей машине Номер обезличен из Сандаты в Сальск. Он был за рулем, рядом сидел ПИ за ними ГВВ с ОАВ Ехали со скоростью около 120 км/час. Впереди на мотоцикле Номер обезличен ехал ПА Увидев аварийный сигнал остановки на мотоцикле, он сбросил скорость примерно до 100 км/час, включил ближний свет. Не доезжая метров 80-100 до перекрестка с второстепенной дорогой на х. Садовый, он увидел на правой обочине силуэт тракторного прицепа. Трактор стоял, никаких знаков ни на тракторе, ни на прицепе не было. Когда до трактора оставалось метров 50, тот вдруг резко, не включая сигнал поворота, стал выезжать на левую сторону, на дорогу в х. Садовый.

Он резко затормозил, стал уходить влево, но трактор перегородил дорогу. Его автомобиль ударился правым передним колесом в левое колесо трактора, автомобиль развернулся в сторону Сандаты и остановился. Он стал вытаскивать ребят. ПИ. был уже мертвым. Он вытаскивал остальных, подъехали люди, «Скорая». Предотвратить столкновение он возможности не имел, если бы он не повернул, погибли бы все. Правил движения он не нарушал. Его отвезли в приемное отделение. Спиртное он не употреблял, медицинское освидетельствование ему не проводилось;

- показаниями свидетеля ПАС, пояснившего, что в августе прошлого года, он с ребятами был в с. Сандата. Когда стемнело, они поехали Сальск. Он ехал впереди на мотоцикле Номер обезличен, ребята - следом на машине. На подъеме из балки в свете встречной машины он увидел силуэт какого - то транспорта и сбросил скорость. Перед собой он увидел трактор с прицепом. Если бы трактор медленно не двигался, он бы в него врезался, никакого освещения не было. Когда он объезжал его, то увидел впереди даже не фару, а фонарик, освещавший дорогу. Он включил «аварийки» для водителя МШК, управлявшего автомобиля, в котором ехали ОАВ с еще двумя ребятами. Он с «аварийками» ехал за трактором 300 метров.

Перед поворотом на хутор, трактор съехал на правую обочину. Увидев это, он выключил «аварийки» и медленно поехал. Через 100 метров, в зеркало заднего вида увидел, что фары перегородили дорогу, и услышал хлопок. Он развернулся и поехал назад. Трактор был перевернут на встречной полосе, прицеп стоял на обочине на колесах. Машина была развернута в противоположную к Сальску сторону.

Он помогал ребятам вылезти из автомобиля. Парень на переднем пассажирском сиденье был мертв. Вверху прицепа с двух сторон были два светоотражателя, но те были в грязи, и их было невозможно рассмотреть;

- показаниями свидетеля ГВВ, из которых видно, что 15 августа 2009 года, около 22 часов, он, сидя слева на заднем пассажирском сидении автомобиля Номер обезличен, под управлением МШ., вместе с ОАВ А. и ПИ., сидевшим на переднем пассажирском сидении, выехали из с. Сандата в Сальск. Ехали по своей полосе движения с включенным дальним светом фар со скоростью около 120 км/час. Он дорогу видел хорошо. Впереди в попутном направлении в 3-х км. со скоростью около 120 км/ч. ехал на мотоцикле «Сузуки» ПА Спиртного никто из них не употреблял. После низины р. Турбуста, поднявшись на бугор, не доезжая 300 метров до перекрестка с второстепенной дорогой влево на х. Садовый, он увидел включенные аварийные сигналы мотоцикла.

МШК включил ближний свет фар, снизив скорость до 100 км/час. Когда оставалось 80 метров до перекрестка, он увидел силуэт тракторного прицепа, стоявшего без отражающих и включенных осветительных приборов в попутном направлении на правой обочине. Когда до прицепа оставалось около 50 метров, последний стал резко поворачивать влево с целью выезда на второстепенную дорогу на х. Садовый. МШК стал тормозить, одновременно поворачивая руль влево, выехав на полосу встречного движения. Но в связи с тем, что трактор перегородил их полосу движения, а прицеп - правую обочину, через 2 секунды произошло столкновение угловой частью правого переднего крыла их автомобиля о левое переднее колесо трактора, находившегося уже на встречной полосе, перпендикулярно дороге. Трактор перед маневром сигнал поворота налево не включал, осветительные приборы на нем не работали. До столкновения и во время него какого-либо встречного и попутного другого транспорта не было. Далее его доставили в Сальскую ЦРБ;

- показаниями свидетеля ЕАП, данными в ходе предварительного следствия и оглашенными в судебном заседании в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым она со Стоценко И. 15 августа 2009 года, после 21 часа, на его тракторе с прицепом ехали из с. Сандата в х. Садовый по автодороге Сандата-Сальск. На тракторе горел свет фар, освещавший дорогу метров на 10. Она сидела слева от Стоценко И. Около 22 часов они подъехали к перекрестку с автодорогой на х. Садовый. Стоценко И. съехал на правую обочину и остановился. Мотоцикла и света фар транспорта она не видела. Через минуту Стоценко посмотрел назад и стал поворачивать влево на х. Садовый. Когда трактор был на проезжей части, она увидела свет приближавшегося автомобиля. Через мгновение произошло столкновение.

Допрошенная в судебном заседании ЕАП отказалась от показаний, данных на предварительном следствии, пояснила, что примерно в 22 часа 15 августа 2009 года она со Стоценко И. на тракторе ехали из с. Сандата. За рулем был Стоценко И., а она - рядом. По дороге они не разговаривали, перед мостом через р. Турбуста она уснула. Очнулась от удара, когда стали поворачивать. Стоценко И. ей помог выбраться из трактора. В ходе предварительного следствия она сказала неправду по поводу того, что они останавливались на обочине до маневра, так как работники милиции угрожали ей лишением родительских прав и помещением в психиатрическую больницу.

- показаниями свидетеля САВ, согласно которым за учредителем ООО Н Стоценко И.Е. закреплен трактор М. Он приехал на место ДТП в конце, там была груда металла: трактор, прицеп сбоку, машина в стороне. За техническое состояние трактора отвечал Стоценко И.Е. Трактор проходил технический осмотр в марте или апреле, был исправен. На тракторе имелись габариты, стопы, фары, повороты, видимости которых ночью ничего не мешало, приборы на 15 августа 2009 года работали. Светоотражающие приборы на прицепе были сняты для замены.

Кроме того, вина подсудимого подтверждается письменными доказательствами:

- протоколом осмотра места происшествия от 15.08.2009 года - участка автодороги г. Сальск - Городовиковск, Сальского района, на 17,2 км., где обнаружены: в 3,6 метрах - автомобиль Номер обезличен, Номер обезличен регион, с внешними механическим повреждениями и трупом мужчины на переднем пассажирском сидении; в 22,3 метрах от перекрестка - фрагмент трактора Номер обезличен, гос.номер Номер обезличен, на расстоянии 7,2 метров - тракторная телега без видимых внешних повреждений. По направлению к перекрестку со стороны с. Сандата имеются следы торможения длиной 21,4 метра, по окончании следов - место столкновения, на расстоянии 26,1 метра до точки 17,2 км. автодороги (т. 1,л.д. 6-7);

- фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия от 15.08.2009 года (т. 1,л.д. 8-10);

- схемой происшествия о расположении транспортных средств на момент столкновения и после него (т. 1,л.д. 11);

- протоколом осмотра транспортного средства, в котором описаны повреждения автомобиля Номер обезличен, государственный регистрационный знак Номер обезличен (т. 1,л.д. 12-13);

- протоколом осмотра транспортного средства, в котором описаны повреждения трактора Номер обезличен, государственный регистрационный знак Номер обезличен (т. 1,л.д. 14-15);

- протоколом осмотра транспортного средства, согласно которому на тракторном прицепе внешние повреждения отсутствуют (т. 1,л.д. 16-17);

- выпиской из приказа № 27 от 1 июля 2008 года и назначении ответственным по эксплуатации тракторов в ООО «Н» Стоценко И.Е. и закреплении за ним трактора МТЗ-80, двигатель № 680638 (т. 1,л.д.37);

- копией удостоверения тракториста Стоценко И.Е. (т. 1,л.д. 38);

- копией свидетельств о регистрации трактора и прицепа за ООО Номер обезличен (т. 1,л.д. 39);

- заключением эксперта № 348 от 20 января 2010 года, согласно которому ПИА получил телесные повреждения: открытую черепно-мозговую и черепно-лицевую травмы: обширно рвано-лоскутную, циркулярную рану головы, кровоизлияние в прилежащие мягкие ткани, перелом свода и основания черепа, перелом костей лицевого черепа, травматическую экстракцию зубов на верхней и нижней челюсти, ушиб головного мозга с его повреждением и частичной травматической эвакуацией, ссадины лица, шеи, плеча справа, передней грудной стенки справа. Повреждения получены от действия тупого, твердого предмета и о таковой, с достаточно большой силой с преимущественным распределением силы спереди назад и несколько - справа налево, возможно при ДТП. Повреждения следует рассматривать в едином комплексе, влекут за собой тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Травма несовместима с жизнью, получена непосредственно перед смертью. Смерть ПИА наступила 15 августа 2009 года, между 20 и 23 часами, от открытой черепно-мозговой травмы, перелома костей свода, основания черепа, ушиба и повреждением головного мозга, сопровождающейся острой массивной наружной кровопотерей (т. 1,л.д. 107-109);

- заключением эксперта № 77 от 27 января 2010 года, согласно которому ОАВ получил телесные повреждения: ушибленные раны лица, закрытый перелом правой плечевой кости. Повреждения получены при ударном воздействии тупого твердого предмета или о таковой, возможно при ДТП. Повреждения, при комплексном рассмотрении, влекут за собой тяжкий вред здоровью, по признаку установления утраты общей трудоспособности не менее, чем на одну треть. Могли быть получены 15 августа 2009 года (т. 1,л.д. 117-118);

- заключением эксперта № 78 от 27 января 2010 года, согласно которому ЕАП получила телесные повреждения: ушибленные раны обоих коленных суставов, открытый оскольчатый перлом правого надколенника без смещения. Повреждения получены при ударном воздействии тупого твердого предмета или о таковой, возможно при ДТП. Влекут за собой вред здоровью средней тяжести, по признаку длительности расстройства здоровья свыше 3-х недель. Могли быть получены 15 августа 2009 года (т. 1,л.д. 126-127);

- заключением эксперта № 32/433 от 20 февраля 2010 года, согласно которому скорость автомобиля ВАЗ-21123, гос.номер В 949 АХ-161 в данных условиях была не менее 63,17 км./ч. Водитель МШК должен был действовать в соответствии с требованиями пунктов 8.1, 10.1 и 10.3 ПДД РФ. Водитель МШК не имел технической возможности предотвратить столкновение путем применения торможения с момента возникновения опасности для его движения как при 100 км/час, так и при разрешенной скорости 90 км/час. В действиях водителя МШК имеются несоответствия требованиям ч. 2 п. 10.1 и п. 10.2, однако с технической точки зрения, данные несоответствия не являются причиной происшествия.

Водитель трактора Номер обезличен, гос.номер Номер обезличен с прицепом Номер обезличен гос.номер Номер обезличен Стоценко И.Е. должен был действовать в соответствии с требованиями пунктов 1.5, 2.3.1, 8.1 и 8.5 ПДД РФ, п. 11 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и п. 3.3. «Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». При полном и своевременном выполнении требований указанных пунктов водитель Стоценко И.Е. имел возможность избежать данного столкновения. Действия водителя Стоценко И.Е. в связи с несоответствием указанных требований и послужили причиной данного происшествия» (т. 1,л.д.162-171);

- заключением эксперта № 274 от 16 марта 2010 года, согласно которому Стоценко И.Е. получил телесные повреждения: ушибленную рану волосистой части головы, ссадины лица, сотрясение головного мозга. Повреждения получены при ударном воздействии тупого твердого предмета или о таковой, возможно при ДТП. Влекут за собой легкий вред здоровью, по признаку длительности расстройства здоровья более 6-ти дней, но не свыше 3-х недель. Повреждения могли быть получены 15 августа 2009 года (т. 1,л.д. 205-206).

Вывод суда о виновности подсудимого в совершении описанного преступления основан на анализе представленных суду доказательств сторонами обвинения и защиты. У суда не возникло оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей обвинения МШК, ПАС, свидетеля ГВВ, подтвердившего оглашенные показания, а также ЕАП, показания которой оглашены в судебном заседании в связи с существенными противоречиями, которые в своей совокупности объективно подтверждаются исследованными судом вышеперечисленными письменными доказательствами: протоколом осмотра места происшествия, протоколами осмотров транспортных средств, схемой ДТП, заключениями экспертиз о механизме образования и локализации телесных повреждений у ПИА, ОАВ, ЕАП и Стоценко И.Е., заключением эксперта по проведенной автотехнической судебной экспертизе, оснований сомневаться в законности и обоснованности которой у суда нет, которые, в совокупности, позволили суду сделать вывод о виновности Стоценко И.Е.

Оценивая вышеприведенные доказательства стороны обвинения, суд считает, что они являются относимыми, допустимыми и достоверными. Эти доказательства последовательны и взаимосвязаны, дополняют друг друга и соотносятся между собой по времени, месту, способу и мотиву совершенного преступления, и в своей совокупности подтверждают виновность Стоценко И.Е. в инкриминируемом преступлении.

Доказательства в ходе следствия получены в соответствии с требованиями процессуального закона, каких - либо нарушений процессуальных прав и законных интересов участников процесса, в том числе подсудимого, органами предварительного следствия не допущено.

Утверждения подсудимого суд о том, что он не является виновником ДТП, на его тракторе все приборы работали исправно и при совершении маневра ПДД он не нарушал, опровергаются показаниями свидетелей МШК, ПАС, ГВВ и потерпевшего ОАВ, пояснивших, что трактор двигался без освещения, и при повороте на второстепенную дорогу тракторист сигнала поворота не включал. Утверждения стороны защиты о невиновности подсудимого суд находит несостоятельными.

Суд признает достоверными показания свидетеля ЕАП, данные ею в ходе предварительного следствия, и оглашенные в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, так как они соответствуют показаниями других свидетелей МШК, ПАС, ГВВ и потерпевшего ОАВ Заявление ЕАП о том, что вышеуказанные показания даны ею под воздействием угроз со стороны работников милиции не нашли своего подтверждения в ходе проверки и опровергаются выводами постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выводами в отношении сотрудников ОВД по Сальскому району ЮЕВ и ШЮВ от 8 июля 2010 года.

За основу, при оценке содеянного Стоценко И.Е, судом взяты вышеизложенные доказательства стороны обвинения, так как получены они от очевидцев ДТП, находившихся на месте происшествия, через небольшой промежуток времени.

Суд находит эти доказательства объективными, последовательными и подтвержденными другими, не опороченными в судебном заседании, доказательствами.

Суд, основываясь на представленных обвинением и исследованных в судебном заседании доказательствах, анализируя заключение автотехнической экспертизы, приходит к выводу, что допущенные Стоценко И.Е. нарушения п. 1.5, 2.3.1, 8.1, 8.5 Правил дорожного движения РФ, п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и п. 3.3 Приложений к последним, находятся в прямой причинно-следственной связи со столкновением с автомобилем под управления МШК, и вследствие этого - причинением смерти ПИА

Суд квалифицирует действия подсудимого Стоценко И.Е. по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При назначении вида и размера наказания, суд учитывает характер, степень общественной опасности совершенного деяния, данные о личности подсудимого, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Смягчающих либо отягчающих наказание Стоценко И.Е. обстоятельств, судом не установлено.

С учетом личности подсудимого Стоценко И.Е., который не судим, по месту жительства и работы характеризуется положительно, мнения потерпевших ОАВ и ПНВ, не настаивавших на строгости наказания, суд считает возможным его исправление без реального отбывания наказания, и назначение Стоценко И.Е. условного наказания, в соответствии со ст. 73 УК РФ.

Руководствуясь статьями 307 - 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Стоценко И.Е. признать виновным по ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание - 4 года лишения свободы с лишением права управления транспортным средством сроком на 3 года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание считать условным, установить испытательный срок 4 года.

Дополнительное наказание Стоценко И.Е. в виде лишения права управления транспортным средством исполнять самостоятельно.

Возложить на Стоценко И.Е. обязанность: не менять место жительства без предварительного уведомления Уголовно-исполнительной инспекции № 6 ГУФСИН России.

Меру пресечения Стоценко И.Е. оставить прежнюю - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.

Судья: