о перерасчете ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца



Дело № 2-1460/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» августа 2010 года

Сальский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи: Жирниковой В.В.

при секретаре: Асеевой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Груздевой В.В. к Управлению социальной защиты населения ... о перерасчете ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца и взыскании задолженности.

УСТАНОВИЛ:

Груздева В.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения ... о перерасчете ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца и взыскании задолженности, указывая, что Дата обезличена года умер её муж - Груздев Ю.Н., являвшийся инвалидом 2 группы бессрочно, вследствие заболевания, связанного с участием в выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При жизни её муж получал ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 6475 руб. 63 коп., на основании п. 15 ст. 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ей, как нетрудоспособному члену семьи гражданина, ставшего инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы, в связи с его смертью на основании ч. 2 п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначена выплата ежемесячная денежная выплата в размере 2490 руб. 72 коп.

Из статей 1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи их со ст.ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда, причинённого здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации, как социального правового государства. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12. 1997 года по делу «О проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального Закона от 24.11. 1995 года «о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», -выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие Чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно правовых отношений по поводу возмещения вреда государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В то же время из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причинённого здоровью, входящих в объём возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, но представляющих по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учётом реальной возможности государства за счёт средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», в редакции от 26.04.2004 года предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные этим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, предусматриваемом Правительством РФ.

Кроме того, следует учитывать, что положения ст. 3 Базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных льгот, но та же норма в редакции ФЗ № 122 от 22.08. 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Выплаты ежемесячных сумм в возмещение вреда, причинённого здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», в редакции от 24.12.1995 года, 12.02.2001 года.

Согласно п. 15 ст. 14 Базового Закона, установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

- инвалидам 1 группы - 5000 руб.;

- инвалидам 2 группы - 2500 руб.;

- инвалидам 3 группы - 1000 руб.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами, вследствие Чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15, настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между размером ежемесячной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными органами в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Семьям, потерявшим кормильца, из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших, вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, частью 2 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ) предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пунктом 8 ст. 12. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года № 125- ФЗ (с изменениями и дополнениями), лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти кормильца, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется из среднемесячного заработка, получаемого им при жизни».

Это соответствует положениям ч. 1 ст. 1089 ГК РФ, являющейся общей нормой, определяющей принцип исчисления размера возмещения вреда, причинённого смертью кормильца, заключающийся в том, что «Лицам, имеющим право на возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на своё содержание при его жизни. При определении размера возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком, учитываются получаемые ими при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие пособия».

Положения п. 15 ч. 2 ст. 14 Базового закона на иждивенцев умерших инвалидов, вследствие катастрофы на ЧАЭС, право нетрудоспособных членов их семей на получение компенсации по случаю смерти кормильца, распространяется в части, которая приходилась бы на члена семьи при жизни кормильца. Какие-либо иные методы расчета указанной компенсации, в том числе и расчёт компенсации, произведённый УСЗН Сальского р-на при определении мне размера компенсации по случаю смерти моего супруга, исходя из суммы установленной Базовым Законом (2500 руб.), проиндексированной с 01.01.2002 года на основании коэффициентов бюджетной инфляции, являются противоречащими общим принципам определения размера возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, установленным Основами Гражданского законодательства РФ, и в частности ст. 1089 ГК РФ, и указанным положениям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Считает, что расчёт компенсации полагающейся на основании п. 15 ч. 2 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должен быть произведен исходя из размера компенсации получаемой Груздевым Ю.Н.. на день его смерти, т.е. 6475 руб. 63 коп. Учитывая то, что истец являлась его единственным иждивенцем, размер компенсации, которая должна быть назначена после смерти супруга, т.е. с 04.06.2008 года, равен половине получаемой им денежной суммы -3237 руб.82 коп., с индексацией с 01.01.2009 года и с 01.01.2010 года на основании коэффициентов бюджетной инфляции, установленной Постановлениями Правительства РФ № 545 от 07.07.2009 года на 2009 год - 1,13 и №1024 от 16.12.2009 года на 2010 год- 1,1.

Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате с 1.07.2008 года составляет 3237 руб. 82 коп с 01.01.2009 года - 3237,82 х 1.13 = 3658 руб. 74 коп. с 01.01.2010 года - 3658,74 х 1,1 = 4024 руб. руб. 61 коп. Исходя из указанного размера ежемесячных выплат

Общий размер выплат с 05.06.2008 года по 31.12.2008 года составляет:

3237,82 : 30 = 107,93 х 25 дн. = 2698 руб. 25 коп. коп. + (3237,82 х 6 мес. = 19 426 руб.92) = 22 125 руб. 17 коп.

Фактически за период с 05.06.2008 г. по 31.12.2008 г. уплачено 14944 руб.32 коп. Недоплачено за 2008 год 7180 руб. 85 коп.

Общий размер выплат с.01.01. 2009 года по 31.12.2009 составляет: 3658,74 х 12 мес. = 43 904 руб.88 коп.

Фактическая выплата за 2009г. составляет 33 774 руб. 12 коп. Недоплачено за 2009 год 10 130 руб. 76 коп.

Общий размер выплат с 01.01.2010 г. по 01.07.2010 г. составляет 4024,61 х 6 мес. = 24 147 руб. 66 коп.

Фактическая выплата с 01.01.2010 года по 01.07.2010 года составляет 18 575 руб.76 коп. Недоплачено за 6 месяцев 2010 г. 5571 руб.90 коп.

Размер недоплаченной суммы с 05.06.2008 г. по 01.07.2010 г. -7180,85 + 10 130,76 + 5571,90 = 22 883 руб. 51 коп.

Просит обязать Управление Социальной защиты населения Сальского р-на, Ростовской области выплачивать ей с 01.07.2010 года из средств федерального бюджета ежемесячную компенсацию по случаю потери кормильца в размере 4024 руб. 61 коп.

Взыскать с Управления Социальной Защиты населения Сальского р-на, Ростовской области в её пользу за счёт средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной компенсации по случаю кормильца за период с 05.06.2008 года по 01.07.2010 года в размере 22 883 руб. 51 коп.

В судебное заседание истец явилась, поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель УСЗН Сальского района Ростовской области по доверенности Возженникова Е.М. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Суду пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 418 Гражданского Кодекса РФ, обязательство распространяется только на кредитора и прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Управление социальной защиты населения Сальского района не имеет законных оснований для исчисления размера возмещения вреда по случаю потери кормильца истице из суммы, определенной судебным решением в отношении ее умершего супруга, Груздева Ю.Н.. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, по случаю потери кормильца, ей исчислялась из размера, определенного Федеральным Законом, и проиндексирована в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Федеральным Законом от 26.04.2004г № 31- ФЗ определен критерий индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок индексации определен Постановлениями Правительства РФ. Истице исчислялся размер возмещения вреда, который в настоящее время выплачивается в сумме 3095,96 руб. Таким образом, исчисление сумм в возмещение вреда истице назначено и выплачивается в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

По смыслу п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей на момент возникновения у истицы права на получение ежемесячных сумм в связи с потерей кормильца), нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом. Право истца Груздевой В.В. на получение после смерти супруга- инвалида II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ежемесячных сумм по случаю потери кормильца является производным от права самого кормильца на получение сумм возмещения вреда здоровью. Истица как вдова умершего кормильца, находившаяся на его иждивении, имеет право на получение содержания по потере кормильца в том размере, какого она лишилась, находясь на его иждивении.

Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам II группы, в размере 2500 руб.

При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996г.).

Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый закон были внесены изменения и дополнения.

Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Статья 14 Закона была дополнена ч. 2 следующего содержания:

"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 г. предусмотрены только твердые денежные суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2001 г. N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 г. N 83.

В п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 12 февраля 2001 г. в их нормативном единстве с ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. (т.е. после 15 февраля 2001 г.). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 г., сама Груздева В.В. до 15 февраля 2001 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы).

Таким образом, вывод истца о праве как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Груздевой В.В. к Управлению социальной защиты населения ... о перерасчете ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца и взыскании задолженности.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных требований Груздевой В.В. к Управлению социальной защиты населения ... о перерасчете ежемесячной выплаты по случаю потери кормильца и взыскании задолженности.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Жирникова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 13.08.2010 года.