РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело 2-568
29 марта 2011 г. <адрес>
Сальский городской суд <адрес>
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.
при секретаре Мхитарян К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Д.С. к МРИ ФНС России № по <адрес>, третье лицо Администрация
Сальского городского поселения о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Попов Д.С. обратился в суд с иском о признании незаконными действий, предъявив требования к МРИ ФНС России № по <адрес>, третье лицо администрация Сальского городского поселения, просит признать незаконными требования МРИ ФНС России № об уплате им земельного налога за 2007, 2008, 2009, 2010 годы, обязать МРИ ФНС России № по <адрес> отменить возложенные на него обязанности плательщика земельного налога без государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, признать недействительным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступило налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2007, 2008, 2009, 2010 годы. Ему известно о том, что решением Собрания депутатов <адрес> городского поселения «Об установлении земельного налога» № 11 от 09.11.2005 г. установлен размер налога в зависимости от места положения участка. Все остальные условия регулируются федеральным законодательством.
В доме № по <адрес> ему принадлежит квартира № общей площадью 30.5 кв.м., дом построен в 1977 г. ЖСК <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ г. на базе дома зарегистрировано Товарищество собственников жилья <данные изъяты>
По действовавшему на тот момент законодательству при создании ТСЖ требовалась предварительная государственная регистрация общество имущества дома и земельного участка в общую долевую собственность, эти требования выполнены не были.
Регистрирующий орган в то время находился в составе налоговой инспекции, было допущено упрощение, которое и привело к осложнениям.
По действующему законодательству госрегистрация права на квартиру одновременно является государственной регистрацией права на общее долевой имущество, но чтобы земельный участок стал общей долевой собственностью собственников квартир многоквартирного жилого дома его надо сформировать, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать переход права собственности на него от государства в собственность собственников квартир многоквартирного жилого дома, т.е. приватизировать.
Этот порядок определен ст. 16 ч.3,4,5, вводного закона и ЖК РФ и ст. 3 вводного закона к Земельному кодексу.
Собственники квартир многоквартирного дома на общем собрании принимают решение о приобретении земельного участка в собственность, обращаются через своего представителя органа местной власти, власть дает разрешение и формирует участок, проводится кадастровый учет и госрегистрация, такого решения в доме не принималось. Администрация <адрес> городского поселения выполнила работу в одностороннем порядке, изготовлен кадастровый паспорт на земельный участок, но сведении о правообладателях в нем нет, земля остается государственной, но ответчик принял документ, дающий право собственности стоимость земельного участка и дату постановки на кадастровый учет использовала для начисления земельного налога за 4 прошедших года, мотивируя сроком исковой давности, точкой отсчета срока исковой давности взята дата постановки на кадастровый учет земельного участка, как момент перехода участка от государства в общую долевую собственность собственников квартир многоквартирного жилого дома.
Считает переход права собственности на земельный участок не зарегистрирован, свидетельства нет, он не является собственником земельного участка и в соответствии со ст. 388 Налогового Кодекса РФ не может быть признан налогоплательщиком земельного налога.
В судебном заседании истец Попов Д.С. свои требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Ефремов Д.А. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, представлены в материалы дела письменные возражения (л.д.14-17), суду объяснил, истец является собственником жилого помещения и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом расположен на земельном участке
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Земельный участок под многоквартирным домом, по <адрес> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме возникло в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета, в связи с чем, согласно положений ст. 388 НК РФ истец признается налогоплательщиком земельного налога. С учетом положений ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности определена для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности помещения.
В соответствии с Письмом Федеральной налоговой службы от 07.02.2008 г. «О земельном налоге» № ШС-6-3/79@ факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с чем, если права на земельные участки длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, то указанные участки должны подлежать налогообложению земельным налогом, так как такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.
При определении размера налога за землю, подлежащих уплате истцом, указанных в налоговом уведомлении нарушений действующих норм ни жилищного, ни налогового законодательства не допущено.
Представитель Администрации <адрес> городского поселения по доверенности Юсупов Т.М. с требованиями истца не согласился, представил письменные возражения, суду объяснил, в соответствии с ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» земельный участок на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома.
Пленум ВС и ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещении в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. В постановлении указано на то, что в силу ч.2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно, каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в таком доме не требуется.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства РФ, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведении государственного кадастрового учета.
Земельный налог на территории <адрес> городского поселения установлен Решением собрания депутатов <адрес> городского поселения № 11 от 09.11.2005 г..
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, в иске истцу следует отказать.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст.387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог на территории Сальского городского поселения установлен Решением собрания депутатов <адрес> городского поселения № 11 от 09.11.2005 г. (л.д.25-26), в последующие годы в указанное Решение вносились изменения Решением собрания депутатов <адрес> городского поселения № 77 от 28.11.2006 г. (л.д.24), Решением собрания депутатов <адрес> городского поселения № 8 от 28.11.2008 г. (л.д.20-21), Решением собрания депутатов <адрес> городского поселения № 70 от 06.11.2009 г. (л.д.18-19).
Постановлением Главы Администрации <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ земельного участка из земель поселения, находящегося по адресу: <адрес> для использования в целях эксплуатации пятиэтажного жилого дома общей площадью 4302,0 кв.м. в границах, согласно графическому материалу.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет (л.д.5).
В соответствии со статьей 388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для каждого плательщика земельного налога -физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (ст. 391 п.4 НК РФ).
Сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст. 396 НК РФ). При этом плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые налоговые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п.4 ст. 397 НК РФ)
Предъявляя требования о признании незаконными требований об уплате земельного налога, обязании МРИ ФНС России № по <адрес> отменить обязанность по уплате земельного налога, признании недействительным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ссылается на то, что в доме № по <адрес> ему принадлежит квартира № общей площадью 30.5 кв.м., дом построен в 1977 г. ЖСК <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ на базе дома зарегистрировано Товарищество собственников жилья <данные изъяты> Собственники квартир многоквартирного дома на общем собрании не принималось решение о приобретении земельного участка в собственность, Администрация <адрес> городского поселения выполнила работу по изготовлению кадастрового паспорта на земельный участок, но сведений о правообладателях в нем нет, земля остается государственной, но налоговый орган принял документ, дающий право собственности стоимость земельного участка и дату постановки на кадастровый учет использовав для начисления земельного налога, точкой отсчета срока исковой давности взята дата постановки на кадастровый учет земельного участка, как момент перехода участка от государства в общую долевую собственность собственников квартир многоквартирного жилого дома.
Считает переход права собственности на земельный участок не зарегистрирован, свидетельства нет, он не является собственником земельного участка и в соответствии со ст. 388 Налогового Кодекса РФ не может быть признан налогоплательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям:
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. п. 66 - 67 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определили, что, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
Следует отметить, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
В Постановлении указано на то, что в силу ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. № 12-П « По делу о проверке конституционности ч.2, 3 и 5 ст. 16 ФЗ « О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», ч.1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п.3 ст.3 и п.5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в связи с жалобами граждан Д.Е.Ю., М.В.П., П.А.Е.» положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36Земельного кодекса Российской Федерации - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него - признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Несостоятельны доводы истца в части того, что на него возложена обязанность по уплате налога за 4 года, так как в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ указан период за три года, доля указана пропорционально доле в праве собственности на земельный участок, налоговая ставка соответствует ставкам, определенных Решением Собрания депутатов <адрес> городского поселения, указанных выше, оснований для признания налогового уведомления в ходе исследования судебных доказательств судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд считает в удовлетворении исковых требований Попову Д. С. о признании незаконными требований об уплате земельного налога, обязании МРИ ФНС России № по <адрес> отменить обязанность по уплате земельного налога, признании недействительным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Попову Д.С. о признании незаконными требований об уплате земельного налога, обязании МРИ ФНС России № по <адрес> отменить обязанность по уплате земельного налога, признании недействительным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение десяти дней.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 04 апреля 2011 г.
Председательствующий - подпись