РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-1098/11 30.05.2011 года <адрес> Сальский городской суд <адрес> в составе Председательствующего Масловой Н.Г., С участием представителей сторон, при секретаре Цминской Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. к ООО «Донэнергосбыт» в лице <адрес> межрайонного отделения, ЗАО «Сальскжилсервис», третьему лицу МО <адрес> городское поселение о признании неправомерным включения в оплату за потребленную электроэнергию необоснованного расхода, об обязании произвести перерасчет по оплате за электроэнергию, УСТАНОВИЛ: Гаврюхова Г.В. обратилась в суд с иском к ООО «Донэнергосбыт», <адрес> отделению, третьему лицу ЗАО «Сальскжилсервис» о признании неправомерным включения в оплату за потребленную электроэнергию необоснованного расхода, об обязании произвести перерасчет по оплате за электроэнергию, мотивируя тем, что начисления по оплате за электроэнергию производятся не на основании «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, в расчет включены необоснованные расходы. Как выяснилось в ходе беседы в порядке досудебной подготовки, данные расходы возникли за счет включения в расчет (и соответственно, в счет к оплате) расходов на электроэнергию, потребляемую подкачивающими насосами. Просила признать неправомерным, не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» включение ей в оплату за апрель 2011 года за потребленную электроэнергию необоснованного расхода на электроэнергию, потребляемую подкачивающими насосами в размере 25,7 кВт/ч. С аналогичными требованиями к тем же ответчикам в <адрес> городской суд обратились Филиппенко О.В. Определением суда от 18.05.2011 года к участию в делах в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено МО <адрес> городское поселение, ЗАО «Сальскжилсервис» привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Согласно ч. 4 ст. 151 ГПК РФ судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. В целях объективности и всесторонности исследования судебных доказательств, правильного и своевременного разрешения дела, определением суда от 30.05.2011 года данные дела объединены в одно производство. Гаврюхова Г.В. в судебном заседании пояснила следующее. Она является собственником <адрес> <адрес> на основании договора приватизации. В апреле 2011 года она получила квитанцию по оплате за электроэнергию. Проверив расчет показаний в квитанции, она обнаружила, что данный расчет не соответствует той формуле, согласно которой он должен быть произведен, то есть согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», имелись непонятно откуда взявшиеся 25,7 кВт/ч. Она обратилась за разъяснениями к <адрес> межрайонному отделению ООО «Донэнергосбыт», там ей пояснили, что это расход электроэнергии, потребленной подкачивающими устройствами, то есть насосами. Как ей известно - это собственность МО <адрес> городского поселения, арендованные ЗАО «Сальскжилсервис». Возлагать оплату за потребленную насосами электроэнергию на население - жильцов многоэтажных домов, неправомерно, так как это имущество не относится к общедомовому, таким образом, нарушаются права ее и других жильцов. Просит исковые требования в уточненной форме удовлетворить. Филиппенко О.В. поддержала данную позицию, также просила иск удовлетворить. Представитель по доверенности <адрес> межрайонного отделения ООО «Донэнергосбыт» Величко А.И. с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв, который поддержал в судебном заседании, указав следующее. В многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, был выбран способ управления управляющей организацией ЗАО «Сальскжилсервис». На основании вышеизложенного договоры энергоснабжения должны быть заключены между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и исполнителем коммунальных услуг. «Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307). В данном случае Исполнителем коммунальных услуг для вышеуказанного многоквартирного дома является ЗАО «Сальскжилсервис». Исполнитель приобретает электрическую энергию на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии). Между ООО «ДЭС» и ЗАО «Сальскжилсервис» ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор № (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ б/н), в соответствии с которым <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС» производит начисление (расчет) оплаты и выставление счетов извещений за потребленную электроэнергию, с учетом мест общего пользования, гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных домах, от имени ЗАО «Сальскжилсервис» и на основании данных, предоставленных ЗАО «Сальскжилсервис» в <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС». В своем исковом заявлении Истец подтверждает тот факт, что начисление за подкачивающие водяные насосы производится на основании данных, предоставленных ЗАО «Сальскжилсервис» в <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС» (письмо вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно нормам законодательства, закрепленным в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, перерасчет за коммунальные услуги обязан производить Исполнитель коммунальных услуг, то есть ЗАО «Сальскжилсервис». На этом основании просил в иске к ним полностью отказать. Представитель ЗАО «Сальскжилсервис» в судебном заседании исковые требования также не признал, суду пояснил, что в домах, где проживают истцы, низкое давление воды, поэтому действуют подкачивающие устройства - насосы. Принадлежат они МО <адрес> городскому поселению, ДД.ММ.ГГГГ между ними и собственником насосов был заключен договор аренды, до ДД.ММ.ГГГГ. Если бы не работали насосы, воды у жильцов этих домов не было бы. Поскольку это также услуга, а население является потребителем этой услуги, то оно должно ее и оплачивать. Они распределили расходы на электроэнергию, потребленную насосами, пропорционально занимаемой площади жилых помещений, обратившись с письмом в <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС», которые осуществляют все начисления по электроэнергии и расчеты. На настоящий момент договор аренды насосов уже истек, стороны о его пролонгации не заявляли, а потому к ним не должно быть никаких претензий. В иске к ним просит отказать. Представитель третьего лица Администрации <адрес> городского поселения всудебном заседании пояснил, что действительно, подкачивающие насосы принадлежат МО <адрес> городское поселение, договор аренды с ЗАО «Сальскжилсервис» был заключен ДД.ММ.ГГГГ, но, несмотря на то, что на новый срок он не перезаключался, в силу норм законодательства он продолжает свое действие. Исковые требования они признают. Выслушав истцов, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Гаврюхова Г.В. является собственником жилого помещения, <адрес>, Филиппенко О.В. - собственником <адрес> этом же доме, на основании договоров на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, договоры зарегистрированы в <адрес> БТИ (л.д. 105, 106). ЗАО «Сальскжилсервис» является Управляющей организацией для управления многоквартирным домом (Управляющей компанией), на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть Исполнителем коммунальных услуг (л.д. 27-37). В данном договоре расшифровывается состав общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 27, п. 2 договора), перечень не содержит подкачивающих устройств. В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В силу п. 28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: - платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Часть 4 ст. 154 ЖК РФ определяет состав платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). На основании ст. 157 ЖК РФ 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Обращаясь в суд с настоящими исками, истцы указывают на то, что ими в апреле 2011 года получены квитанции по оплате за потребленную электроэнергию (л.д. 5, 61). При проверке квитанций ими установлено несоответствие расчетов, выставленных к оплате, с учетом показаний общедомового прибора учета, суммарного расхода индивидуальных приборов и расхода точек отдачи, то есть несоответствие той формуле, указанной в Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», по которой должен начисляться размер платы за потребленную электроэнергию. Так, Гаврюхова Г.В. указывает, что ей необоснованно дополнительно выставлено к оплате 25,7 кВт/ч, Филиппенко О.В. - 8,0 кВт/ч. Полагают, что в этом состоит нарушение их прав как потребителей данной услуги, выразившееся в том, что они вынуждены оплачивать расходы на электроэнергию, которую не потребляли. В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии с п. 7 которых «Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчетразмера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил». Согласно п. 3 Приложения 2 к указанным Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: 1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:, (9), где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и3 (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). В судебном заседании установлено, и не отрицается ни одним из ответчиков, что расчет платы за потребленную электроэнергию истцам включает не обусловленные данной формулой расходы на электроэнергию, потребляемую подкачивающими насосами. Возражая против исковых требований, представитель ЗАО «Сальскжилсервис» указывает, что между ними и третьим лицом Администрацией <адрес> городского поселения существовал договор аренды насосных установок, но в настоящее время срок действия этого договора истек. Поскольку водоснабжение - это услуга, а люди ею пользуются, они и должны оплачивать эту услугу. Руководствуясь данными соображениями, ЗАО «Сальскжилсервис» и было принято решение о включении расходов на потребляемую насосами электроэнергию в счет-извещения гражданам - жильцам тех домов, в которых осуществляется подкачка воды. Из материалов дела следует, что МО <адрес> городское поселение является собственником здания насосной установки площадью 16,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 46) а также здания насосной установки площадью 36,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, то есть достоверно установлено, что это имущество не относится к общедомовому (л.д. 97-98). Согласно договору № аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель - Администрация <адрес> городского поселения, сдает, а арендатор - ЗАО «Сальскжилсервис» принимает в аренду имущество (насосные установки), находящееся в собственности <адрес> городского поселения согласно перечню (л.д. 151-154). Как установлено в судебном заседании, и также не оспаривается ни третьим лицом, ни ответчиками, до настоящего времени ЗАО «Сальскжилсервис» пользуется данным имуществом, о чем свидетельствует, кроме того, и письменное обращение руководителя ЗАО «Сальскжилсервис» к директору <адрес> межрайонного отделения ООО «Донэнергосбыт» о включении в договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ приборов учета по подкачивающим насосам и производить распределение электроэнергии, потребляемой насосами, между населением и нежилыми встроенными помещениями в процентном соотношении (л.д. 44-45). На это обращение ссылается представитель <адрес> межрайонного отделения ООО «Донэнергосбыт», возражая против исковых требований, указывая, что они, производя начисления (расчет) оплаты и выставление счетов-извещений за потребленную электроэнергию, действуют в рамах Агентского договора, от имени и на основании данных, предоставленных ЗАО «Сальскжилсервис». В судебном заседании установлено, что между ООО «ДЭС» и ЗАО «Сальскжилсервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен Агентский договор №, в соответствии с которым <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС» определяет объем и стоимость электрической энергии, поставленной потребителям (п. 1.1.2), производит начисление (расчет) оплаты и выставление счетов извещений за потребленную электроэнергию, с учетом мест общего пользования, гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных домах, от имени ЗАО «Сальскжилсервис» и на основании данных, предоставленных ЗАО «Сальскжилсервис» в <адрес> межрайонное отделение ООО «ДЭС» (л.д. 15-24). Из материалов дела, при проведении арифметического расчета, усматривается, что действительно, в счет-извещения истцам включены расходы на потребленную электроэнергию, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», суд соглашается с расчетами истцов. Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В соответствии со ст. 544 ГК РФ Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Ни пояснениями сторон, ни материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что имелось какое-либо соглашение сторон по этому поводу. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и вышеприведенной формуле № 9, в соответствии с которой производятся начисления, плата за коммунальные услуги должна складываться исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и показаний индивидуальных приборов учета. Включение иных расходов, не оговоренных в Постановлении и не предусмотренных формулой, влечет нарушение прав потребителей. С учетом всего вышеизложенного, суд считает, что доводы представителя ООО «Донэнергосбыт» о том, что они не являются ответчиком по данному делу, не могут быть приняты во внимание, так как именно ими производятся начисления по оплате коммунальных услуг. Однако необходимо отметить, что в данном случае ООО «Донэнергосбыт» действует от имени и по поручению Управляющей компании, ЗАО «Сальскжилсервис», в рамках существующего между ними и действующего на настоящий момент Агентского договора, а потому суд полагает, что требования истцов законны и обоснованны, и должны быть удовлетворены, ООО «Донэнергосбыт» должен быть произведен перерасчет, однако за счет Управляющей компании, ЗАО «Сальскжилсервис». Необходимо признать неправомерным, не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» включение в оплату за апрель 2011 года Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. за потребленную электроэнергию необоснованного расхода на электроэнергию, потребляемую подкачивающими насосами в размере 25,7 кВт/ч, 8,0 кВт/ч соответственно. Обязать <адрес> межрайонное отделение ООО «Донэнергосбыт» за счет ЗАО «Сальскжилсервис» произвести Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. перерасчет по оплате за электроэнергию за апрель 2011 года согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. к <адрес> межрайонному отделению ООО «Донэнергосбыт», ЗАО «Сальскжилсервис», третьему лицу МО <адрес> городское поселение о признании неправомерным включения в оплату за потребленную электроэнергию необоснованного расхода, об обязании произвести перерасчет по оплате за электроэнергию удовлетворить. Признать неправомерным, не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» включение в оплату за апрель 2011 года Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. за потребленную электроэнергию необоснованного расхода на электроэнергию, потребляемую подкачивающими насосами в размере 25,7 кВт/ч, 8,0 кВт/ч соответственно. Обязать <адрес> межрайонное отделение ООО «Донэнергосбыт» произвести Гаврюховой Г.В., Филиппенко О.В. перерасчет по оплате за электроэнергию за апрель 2011 года согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Маслова НГ В окончательной форме решение изготовлено 03.06.2011 года