Дело №2-1156/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011г. <адрес> Сальский городской суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Разиной Л.В., при секретаре Красниковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марнычевой В.В. к МО УФМС по РО а г. Сальске, Управлению ФМС России по Ростовской области о признании гражданина приобретшей гражданство РФ, об оспаривании решения о лишении гражданства, обязании выдать паспорт гражданина РФ, УСТАНОВИЛ: Марнычева В.В. обратилась в суд с иском к МО УФМС по РО а г. Сальске, Управлению ФМС России по Ростовской области о признании гражданина приобретшей гражданство РФ, об оспаривании решения о лишен и гражданства, обязании выдать паспорт гражданина РФ, указывая, что с декабря 1991 года она проживает на территории Российской Федерации - на отделении № <адрес>, а по адресу, указанному в иске, проживает и зарегистрирована - с сентября 1992 года. В конце декабря 1991 года - начале 1992 года она пошла на подготовительные курсы при поступлении в Сальский сельскохозяйственный колледж. В 1990 году она познакомилась со своим будущим супругом, который с ноября 1991 года проходил действительную военную срочную службу в Российской Армии, и с которым они состояли в переписке всё время его службы в армии. В 1992 году она поступила учиться в Сальский сельскохозяйственный колледж, полный курс которого окончила в 1996 году. В 1993 году она вступила в зарегистрированный брак, тогда же ей в связи со сменой фамилии выдали паспорт советского образца с вкладышем гражданства РФ. В 1999 году ей заменили паспорт в связи с достижением возраста 25-ти лет. ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> ей в очередной раз был выдан паспорт гражданина России серия №, код подразделения 612-030, взамен паспорта советского образца. С 2008 года она начала оформлять паспорт гражданина РФ своему сыну ФИО В период этого оформления сотрудники Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске стали проверять законность получения ею гражданства РФ. Помимо требуемых документов ею были представлены конверты писем её бывшего супруга из армии на её же имя по месту проживания - отделение № <адрес> с почтовыми отметками, в том числе конец декабря 1991 года - начало января 1992 года. В итоге в конце 2009 года ей заявили о том, что она якобы незаконно приобрела гражданство России и ей следует сдать свой паспорт гражданина РФ. Считает, что получила гражданство России в соответствии с действующим законодательством РФ, однако, сотрудники Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г Сальске вынудили её сдать свой паспорт гражданина РФ, что повлекло задержку в выдаче паспорта гражданина РФ её сыну ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, выдавая ей взамен паспорта гражданина РФ вид на жительство лица без гражданства, сотрудники Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске заверили её, что через 2 месяца она получит вновь паспорт гражданина РФ. До настоящего времени паспорт гражданина РФ ей не выдан. Считает, что фактически она была лишена гражданства России произвольно, с грубым нарушением сотрудниками Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске порядка принятия таких решений, поскольку ей ничего неизвестно о существовании решения суда, которым установлен факт использования ею, как заявителем, подложных документов или сообщения ею заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств. Кроме того, считает, что у неё незаконно изъяли паспорт гражданина РФ -фактически в принудительном порядке, одновременно с использованием обмана, при этом заявлений о выходе из гражданства РФ она не подавала. Она постоянно и безвыездно проживает на территории России с декабря 1991 года, в связи с чем приобрела гражданство Российской Федерации. Заявлений в течение года с момента вступления в силу Закон РФ от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации она не подавала. Вышеназванными действиями должностных лиц органа государственной власти она была лишена правовой связи с Российской Федерацией, было нарушено её право гражданина Российской Федерации обладать всеми правами и свободами и нести обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Отсутствие при знания её приобретшей гражданство России ограничивает её гражданские права. Просит признать её, Марнычеву В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретшей гражданство Российской Федерации, признать недействительным решение Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске по вопросу моего гражданства Российской Федерации о лишении её гражданства Российской Федерации, признать незаконными действия должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске по изъятию у неё паспорта гражданина Российской Федерации. Обязать Межрайонный отдел УФМС России по Ростовской области в г. Сальске выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации. Истец в судебное заседание явилась, требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Уполномоченный представитель МО УФМС по Ростовской области в г. Сальске, УФМС России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка в получении судебного извещения на дату рассмотрения дела, согласно ст.167 ГПК РФ неявка сторон, извещенных о судебном разбирательстве надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела, в материалах дела имеются письменные возражения, согласно которым УФМС России по Ростовской области считает, требования о признании гражданина приобретшей гражданство РФ, об оспаривании решения о лишении гражданства, обязании выдать паспорт гражданина РФ необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в указанном возражении, в предыдущем судебном заседании, состоявшемся 04.07.2011 года представитель ответчика требования не признал, просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.38-42). Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает, в удовлетворении требований следует отказать по следующим основаниям. Истец в предъявленных ею требованиях ссылается на то обстоятельство, что она с декабря 1991 года она проживает на территории Российской Федерации - на отделении № <адрес>, а по адресу, указанному в иске, проживает и зарегистрирована - с сентября 1992 года, однако каких либо фактических доказательств в обоснование данных фактов, в подтверждении заявленных ею требований, она не приводит, при этом просит суд признать ее приобретшей гражданство Российской Федерации, признать недействительным решение МО УФМС России по Ростовской области в г. Сальске по вопросу ее гражданства о лишении ее гражданства Российской Федерации, признать незаконными действия должностных лиц МО УФМС России по Ростовской области в г. Сальске по изъятию у нее паспорта гражданина Российской Федерации, обязать МО УФМС России по Ростовской области в г. Сальске выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации. Исходя из норм действующего законодательства, заявления об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются судами в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 256 ГПК РФ установлен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а именно три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 дал судам разъяснения "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". П. 1 Пленума разъяснено, что, при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся; соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25). Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований (п. 28). Как усматривается из материалов дела, на основании заключением по результатам служебной проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ гр-ки Марнычевой В.В от 08.10.2009г. установлено, что паспорт гражданина РФ серии №, выданный ПВО ОВД <адрес> РО ДД.ММ.ГГГГ на имя гр-ки Марнычевой В.В., выдан в нарушение установленного порядка, в связи с нарушениями требований в документировании гражданина паспортом гражданина РФ без проведения проверки представленных документов для выдачи паспорта, без документов, подтверждающих принадлежность к гражданству РФ. Из содержания заявления Марнычевой В.В. усматривается, что в конце 2009г, ей стало известно о нарушении ее прав и свобод. Таким образом, Марнычева В.В. пропустила установленный законом срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти не имеется. Истцом Марнычевой В.В. в обоснование заявленных требований указывается, что ее фактически лишили гражданства Российской Федерации, незаконно изъяли паспорт гражданина Российской Федерации, считает себя гражданкой Российской Федерации по признанию, поскольку с декабря 1991г. фактически постоянного и безвыездно проживает на территории Российской Федерации. Наличие гражданства Российской Федерации, согласно ст. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, может быть удостоверено: - паспортом гражданина Российской Федерации; - дипломатическим паспортом; - служебным паспортом; - паспортом моряка (удостоверением личности моряка); - паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 06.02.1992; - удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; - свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации. Положение «О паспорте гражданина Российской Федерации» утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 указывает, что для получения паспорта гражданина Российской Федерации при необходимости представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения). В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Согласно статье 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N В соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ, гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом. Статьей 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ, установлен порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Заключением УФМС России по Ростовской области от 08.10.2009г. по результатам служебной проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации установлено, что Марнычева В.В. необоснованно документирована паспортом гражданина Российской Федерации, в нарушение п.п. 14.4, 21 Приказа МВД России № 605-97, в отсутствие документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации и без проведения проверки представленных документов для выдачи паспорта. 28.12.2002г. Марнычева В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженка <адрес>, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии № ОВД <адрес> на основании паспорта образца 1974г. серии Х1Х-АН №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ПОМ ОВД <адрес>. Паспорт образца 1974г. на имя Марнычевой В.В., выдан 12.02.1993г. в связи с изменением фамилии по браку взамен паспорта образца 1974г. серии У1-ЕМ № на имя Мусиенко В.В., выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>. Согласно домовой книге <адрес> (7 отделение) <адрес> сельского поселения <адрес>, Марнычева В.В. значилась прибывшей на ПМЖ 10.09.1992г. из <адрес> и зарегистрированной в <адрес> как Мусиенко В.В. с 18.09.1992г. и как Марнычева В.В. с 12.10.1993г. В графе 8 Ф-1П Марнычевой В.В. какие-либо отметки отсутствуют. В информационной базе ДКС МИД России, находящейся в распоряжении УФМС России по Ростовской области, отсутствует информация о приобретении российского гражданства Марнычевой В.В. (Мусиенко В.В.). Таким образом, Марнычева В.В. не является гражданкой Российской Федерации по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", так как не имела постоянной регистрации по месту жительства по состоянию на 06.02.1992г. С заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке она не обращалась. Решение суда об установлении факта ее постоянного проживания на территории Российской Федерации на 06.02.1992г. и по настоящее время не выносилось. Документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации Марнычева В.В. не имеет, гражданином Российской Федерации не является и в соответствии с действующим законодательством не может быть документирована паспортом гражданина Российской Федерации. В соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. На основании п. 80 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 28.12.2006г. № 1105, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт. Согласно п. 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 (действующем с марта 2010г.) в случае установления факта выдачи паспорта в нарушение установленного порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке паспорта паспорт подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт. Соответственно, изъятие паспорта гражданина Российской Федерации, признанным выданным в нарушение установленного порядка, т.е. без документов удостоверяющих гражданство Российской Федерации, произведено должностными лицами УФМС России по Ростовской области в соответствии с нормами действующего законодательства. Выдача паспорта гражданина Российской Федерации не гражданину Российской Федерации противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации являются: - Президент Российской Федерации; - Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В компетенцию органов судебной власти такие полномочия не входят, в связи с чем, обязать УФМС России по <адрес> осуществить выдачу паспорта гражданина Российской Федерации без подтверждения гражданства Российской Федерации суд не может, т.к. этому должна предшествовать процедура приобретения (определения) гражданства в установленном законом порядке. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Марнычевой В.В. о признании приобретшей гражданство Российской Федерации, признании недействительным решения межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске о лишении гражданства, признании незаконными действий должностных лиц межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации, обязании межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Сальске выдать паспорт гражданина Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение 10 дней. Дата изготовления решения в окончательной форме 18.07.2011 Председательствующий
1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации
признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории
Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992
года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании
состоять в гражданстве Российской Федерации.