Дело №2-1235/11г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 августа 2011г. г. Сальск Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Разиной Л.В. при секретаре Красниковой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных В.И. к ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе о признании произведенного расчета пенсии незаконным, обязании ответчика провести перерасчет страховой части пенсии, УСТАНОВИЛ: Черных В.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе о признании произведенного расчета пенсии незаконным, обязании ответчика провести перерасчет страховой части пенсии, ссылаясь на то, что 01.02. 2001г. он подал заявление в Сальское Управление Пенсионного фонда по Ростовской области о назначении пенсии. 5.05.2011г. он получил пенсионное удостоверение, в котором был указан размер его пенсии в сумме <данные изъяты>. По его подсчетам, согласно предоставленным данным, размер пенсии должен был быть значительно выше. Он обратился к работникам пенсионного отделения с просьбой показать ему как производился расчет его пенсии. Оказалось, что предоставленный ему расчет пенсии, с его точки зрения, был произведен с нарушением действующих на сегодняшний день нормативно-правовых норм. С1 января 2010 г. трудовая пенсия у граждан, начавших трудовую деятельность до 1 января 2002 года, состоит из страховой части, включающей в себя ФБР - фиксированный базовый размер; страховую часть (СЧ1), она расчитывается из стажа и заработка за период работы до 2002 года; страховую часть (СЧ2), она получается из страховых взносов за работу с 2002 года до даты назначения пенсии (с учетом ее индексации на дату назначения пенсии); сумму валоризации (СВ), она исчисляется с учетом стажа работы не только до 2002 года, но и в советский период до 1991 года. На сегодня формула трудовой пенсии выглядит так: П= ФБР + СЧ1+СЧ2 +СВ. При подсчете СЧ1 ответчик применил следующие данные: стаж работы в районах Крайнего Севера (с 19.05.1983г по01.10.1998 г) был исчислен в календарном порядке, служба по призыву в вооруженных силах СССР (с 10.05.1978 г. по 30.05.1980 г.) в календарном порядке, учеба в ВПИ (с 01.09.1975 г. по 28.04.1978 г.) в стаж не включена. Считает подобные заявления ответчика незаконными и необоснованными, разъяснения по данному вопросу отражены в Определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. №320-0. В его случае право на пенсию наступило 28.11.2008 года, т.е. в 51 год. Просит признать произведенный ответчиком расчет его пенсии необоснованным и незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с исчислением общего трудового стажа до 1 января 2002 года в соответствии с Разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4. В дальнейшем истец уточнил требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать произведенный расчет его пенсии незаконным и необоснованным. Обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии до 01.01.2002года и суммы валоризации с учётом общего стажа, исчисленного по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года №70. Обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии с 01.01.2002 года до даты назначения пенсии (01.02.2011года), согласно п.21.ст.14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с уменьшением ожидаемого периода выплат на 36 месяцев. Представители ответчика Богатырев В.В., Байкова СН. в судебном заседании с требованиями истца не согласились, просили в удовлетворении иска отказать. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу. Из материалов дела усматривается, что истцу на основании его обращения от 01.02.2011 года была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П (подсчет стажа работы в условиях Крайнего Севера, службы в Армии в льготном исчислении, засчитан в стаж работы период учебы). Истцом предъявлены требования об обязании ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе произвести перерасчет страховой части пенсии до 01.01.2002года и суммы валоризации с учётом общего стажа, исчисленного по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года №70. Однако суд считает, что указанные требования истца основаны на неверном толковании закона. Так в силу правовой позиции, изложенной в Разъяснениях Минтруда России № 4 от 17.10.2003 года при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Указанная позиция КС РФ нашла свое отражение и в статье 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» Федерального закона № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ, в соответствии с которой Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. В материалы дела ответчиком представлены различные варианты расчета трудовой пенсии истца, в том числе: - по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.45-47); - по нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (л.д.48-49); - по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.50,51) - по нормам Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без применения ИКП (л.д.52,53) - с применением положений п. 9 ст. 30 ФЗ РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.54,55) Давая оценку представленным вариантам расчета пенсии Черных ВИ, суд пришел к выводу, что ответчиком верно была осуществлена оценка пенсионных прав истца в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» как наиболее выгодного варианта с учетом общего стажа 20 лет 11 месяцев 10 дней и повышенного отношения заработной платы как «северянину» 1,9, с учетом того, что с каким-либо заявлением о применении иного порядка расчета Черных ВИ не обращался (пункт 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ). Истцом также предъявлены требования об обязании ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе произвести перерасчет страховой части пенсии с 01.01.2002 года до даты назначения пенсии (01.02.2011года), согласно п.21.ст.14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с уменьшением ожидаемого периода выплат на 36 месяц Однако суд также считает, что позиция истца и в этой части иска основана на неверном толковании закона. Как указано ранее трудовая пенсия истцу назначена в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно п. 6 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в ред. от 30.06.2009 г.) При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. Таким образом, основанием для сокращения продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, суть которого состоит в самостоятельном откладывании застрахованным лицом момента своего выхода на пенсию. Чем дольше гражданин не обращается за назначением страховой части трудовой пенсии по старости, тем меньше у него будет ожидаемый период выплаты этой пенсии, когда он, наконец, обратится в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с таким заявлением, и, следовательно, тем выше будет размер страховой части его трудовой пенсии по старости. Для того чтобы получить возможность сокращения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, необходимо одновременно отвечать двум условиям: В отношение же лиц, приобретших право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона 173-ФЗ (как и в случае с истцом по настоящему делу), т.е. ранее достижения возраста 60 лет мужчинам и 55 - женщинам, льгота по сокращению ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрена. Данная норма о снижении ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости действует только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, установленного п. 1 ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., а не пониженного пенсионного возраста, распространяющегося только на отдельные категории застрахованных лиц (как в данном случае с истцом по делу). Всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, проверив и оценив их (каждая сторона должна доказательств те обстоятельства, на которые она ссылается как в обосновании заявленных требований, так и возражений; доказательства предоставляются сторонами - ст.ст.56-57 ГПК РФ), суд считает, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца, расчет пенсии Черных ВИ произведен ответчиком в интересах истца по более выгодному для истца варианту, в связи с чем суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном размере. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Черных В.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Сальске и Сальском районе о признании произведенного расчета пенсии незаконным, обязании ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение десяти дней. Дата изготовления мотивированного решения: 30.08.2011г. Председательствующий: