Дело №2-41/12г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» января 2012 года
Сальский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Жирниковой В.В.
при секретаре Асеевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения <адрес>, Администрации Сальского района об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления.
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения <адрес>, Администрации Сальского района об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления.
В обоснование заявленных требований указывает, что проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления на территории Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области.
В ходе проверки, проведенной горпрокуратурой совместно с представителем ТО Управления Роспотребнадзора по РО в г.Сальске, Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском районах и администрации поселения на территории <данные изъяты> сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, выявлена несанкционированная свалка размещения бытовых отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а согласно п. 14 ч. 1 ст.15 того же федерального закона на администрацию муниципального района возложена обязанность по утилизации и переработке отходов производства и потребления.
Согласно п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования «Кручено-Балковское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Кручено-Балковского сельского поселения от 10.05.2011 г. к вопросам местного значения Кручено-Балковского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 13 ст. 3 Устава муниципального образования «Сальский район», принятого решением Собрания депутатов Сальского района от 18.09.2009 № 589 к вопросам местного значения Сальского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Целью искового заявления является защита прав граждан на благоприятную среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленного в Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Просил обязать Администрации Сальского района и Кручено-Балковского сельского поселения устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, а именно: ликвидировать не отвечающую основным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам несанкционированную свалку ТБО, находящуюся на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., путем вывоза отходов производства и потребления лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Позднее требования были изменены, просит: обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., путем вывоза отходов производства и потребления в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки, расположенной на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
В судебное заседание явился помощник Сальского городского прокурора Х.К.Э.., заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание явился глава Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области К.О.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду объяснил, что администрация сельского поселения принимает все возможные меры к исполнению природоохранного законодательства. Однако бюджет поселения не позволит исполнить решение суда в случае удовлетворения требований прокурора. В настоящее время организован вывоз мусора. Не разрешенной остается проблема вывоза отходов образовавшихся в прошлые годы. В бюджете на 2012-2013 годы не смогли определить какие-либо денежные средства для выполнения заявленных в иске требований, иначе пришлось бы отказаться от освещения улиц, содержания Дома культуры и библиотеки. В ближайшие два года столь значительных денежных средств в бюджете сельского поселения не предвидится.
В судебное заседание явился представитель Администрации Сальского района К.М.Н. по доверенности № 1 от 12.01.2011г., считает требования незаконными, необоснованными и просит отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Администрация Сальского района осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Сальского района, непосредственно сбор и утилизация отходов осуществляется специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление данной деятельности. На сегодняшний день исполнение данного полномочия, осуществляется в том числе путем проведения следующих мероприятий: Управлением имущественных отношений <адрес> заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2008 г. № 126, согласно которого специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление непосредственно деятельности по сбору и утилизации отходов - <данные изъяты>, предоставлен земельный участок для коммунально -складских целей, сбор и утилизация отходов осуществляется на данном земельном участке; - <данные изъяты>" является акционерным обществом 100% акций которого принадлежат Администрации <адрес>. Таким образом, Администрация Сальского <адрес> реализует полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Сальского района, посредством создания специализированной организации, одним из, видов деятельности которой является сбор и утилизация отходов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в результате проверки, проведенной горпрокуратурой совместно с представителем ТО Управления Роспотребнадзора по РО в г. Сальске, Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском районах и администрации поселения на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, выявлена несанкционированная свалка размещения бытовых отходов производства и потребления общей площадью 1500 кв.м.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.200.1 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора исходя из п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относятся к вопросам местного значения поселений.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования «Кручено-Балковское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Кручено-Балковского сельского поселения от 10.05.2011г. к вопросам местного значения Кручено-Балковского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 13 ст. З Устава муниципального образования «Сальский район», принятого решением Собрания депутатов Сальского района от 18.09.2009 № 589 к вопросам местного значения Сальского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что администрациями Сальского района и Кручено-Балковского сельского поселения требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.( л.д.6-8,11,70,73-75)
Сброс бытовых отходов потребления на почву на территории сельского поселения влечет грубое нарушение требований части 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и части 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В связи с чем, неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Кручено-Балковского сельского поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Суд находит не убедительными доводы представителя Администрации Сальского района о том, что на сегодняшний день, не допускают нарушения природоохранного законодательства, поскольку Управлением имущественных отношений Сальского района заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с которым специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление непосредственно деятельности по сбору и утилизации отходов - <данные изъяты>, предоставлен земельный участок для коммунально-складских целей. Сбор и утилизация отходов осуществляется на данном земельном участке. Не отказываются в дальнейшем от утилизации и переработки бытовых отходов, которые будут вывезены с территорий несанкционированных свалок. Однако в настоящее время финансовые возможности сельских поселений не позволяют реализовать требования прокурора в указанные в заявлении сроки.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора на основании отсутствия финансовой возможности на их выполнение, является необоснованным.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администраций муниципального образования и «<адрес>» и Кручено-Балковского сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Суд, считает необходимым удовлетворить требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения <адрес>, Администрации Сальского района об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления.
Обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., путем вывоза отходов производства и потребления в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки, расположенной на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения <адрес>, Администрации Сальского района об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления.
Обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района <адрес> ликвидировать не отвечающую основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., путем вывоза отходов производства и потребления в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области организовать утилизацию и переработку отходов, вывезенных с территории несанкционированной свалки, расположенной на территории Кручено-Балковского сельского поселения на юго-западе от <адрес>, на расстоянии 1,5 километров от жилых построек, общей площадью 1500 кв.м., в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.01.2012 года.
Председательствующий: В.В. Жирникова