Дело №2-542/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2012 г. г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.
С участием прокурора Легкобитовой Е.О.,
при секретаре Балановской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «Юг России», третье лицо Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Юг России», третье лицо Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду, указывая на то, что основным видом де6ятельности ООО «Юг России» является реализации автомобильных запасных частей и масел для большегрузного автотранспорта и сельскохозяйственных машин, по адресу: <адрес>, в процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы, в соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ст. 28 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», А также Постановлением правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». В соответствии с п.9 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется природопользователями и в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской федерации.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557 (на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401»О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») определено, что соответствующая плата производится по итогам периода, которым признается календарный квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 с 01.10.2010 г. полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), на территории Ростовской области данные функции осуществляет Департамент Росприродназора по ЮФО.
Согласно письму Департамента Росприроднадзора по ЮФО ответчик не стоит на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что недопустимо и должно быть устранено.
Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательности проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Уклонение хозяйствующего субъекта от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования при родных ресурсов, препятствует в реализации полномочий Российской федерации, установленных сит. 5 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 –ФЗ « Об охране окружающей среды», а также способствует образованию дефицита бюджета.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в лице директора Шрамко Г.А. в суд явился, требования не признал, представил письменные возражения (л.д.37-39), согласно которых ООО «Юг России» не занимается размещением отходов, с 30.06.2009г. понятие «Размещение отходов» и «накопление отходов» в ст.1 Закона №89-ФЗ п.п. «е» п.2 ст.33, п.2 ст.49 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ разделены.
При хранении отходов в мусорной корзине или контейнере плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно.
Временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев в обустроенных местах для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования считается их накоплением. Таким образом, за отходы, находящиеся в мусорном контейнере, до их вывоза на свалку плата за негативное воздействие, безусловно, взиматься не должна.
Для того чтобы размещать накопленные отходы нужно иметь лимиты на их размещение.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов одного вида, которые организация или предприниматель может размещать в специально оборудованных сооружениях (например, на полигонах, в шламохранилищах Статья 1 Закона N89-03.
А с 30.06.2009 лимиты на размещение отходов малым и средним предприятиям не утверждают Пункт 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ; пп. "в" п. 16 ст. 33, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ.
Получается, что малые и средние предприятия рассчитывать, а значит, и вносить плату за негативное воздействие с 30.06.2009 не могут. Предприятие, которое нельзя отнести к этой категории, рассчитывает и вносит плату за размещение отходов, если:
(или) оно самостоятельно размещает отходы (а значит, и утверждает лимиты);
(или) оно размещает отходы через специализированную организацию, договор с которой не предусматривает: переход права собственности на отходы к этой организации; обязанность этой организации рассчитать и внести плату за размещение отходов.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации, у которых Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
1) суммарная доля участия государства, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций, фондов, а также одной или нескольких организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале не превышает 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает: для малых предприятий - 100 человек; для средних предприятий - 250 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов за предшествующий календарный
год не превышает:
- для малых предприятий - 400 млн руб.;
- для средних предприятий - 1000 млн руб.
Индивидуальные предприниматели, соответствующие 2-му и 3-му критериям, также являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, пока отходы накапливаются в мусорных корзинах, контейнерах, платить за них не нужно. А малые и средние предприятия не должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду даже при вывозе отходов на свалку.
ООО «Юг России» относится к малому предприятию.
Так же согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с п. 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, установлено два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, то есть их содержание в специально оборудованных сооружениях (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N1752/11.
Следовательно, если в процессе деятельности организации образуются только бытовые отходы, которые впоследствии вывозятся специализированными организациями, то организация не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, и не обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому привлечение ее к административной ответственности в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается приобщенным к материалам дела судебным уведомлением, в адрес суда поступил отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, суд считает возможным с учетом мнения представителя истца, ответчика, рассмотреть дело по существу по имеющимся материалам дела в отсутствии представителя третьего лица применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 1 ФЗ от 10.01.2011 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории российской Федерации, вязанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс а атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п…).
В соответствии с п.1 4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности необходимо рассматривать совместно с принципами обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.
Таким образом, деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, т.е. оценка воздействия на окружающую среду, признается действующим законом обязательной.
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов хозяйственной деятельности.
Из материалов дела видно видами деятельности ответчика является: оптово-розничная торговля товарами народного потребления и производственно-технического назначения, производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, розничная, оказание услуг и выполнение работ, связанных с ремонтом автотракторной техники, закупка, транспортировка, переработка, хранение и реализация нефти, газа, сопутствующих продуктов и продуктов их переработки, прием и переработка вторичного сырья и отходов сельскохозяйственного производства и т.д. (п.2.2 Устава).
Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Понятие входящего в состав установленного ст.16 ч.2 Закона «Об охране окружающей среды» такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
При этом, как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 4 вышеупомянутого Закона, право собственности на образовавшиеся в результате такого производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Проанализировав указанные нормы Закона "Об отходах производства и потребления" в совокупности с обстоятельствами дела, суд считает, что при исследовании вопроса относительно субъекта, которым было производиться размещение отходов в специально оборудованных местах следует исходить из того, кто является собственником отходов; таковым субъектом, в силу отсутствия доказательств передачи в установленном порядке вещных прав на указанные отходы, является сам собственник отходов, а не иное лицо.
Согласно п.2 Устава ООО «Юг России» общество вправе осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законом, предметом деятельности общества являются: оптово-розничная торговля товарами народного потребления и производственно-технического назначения, производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание услуг и выполнение работ, связанных с ремонтом автотракторной техники, оказание маркетинговых услуг, информационных консультаций, посредническая и коммерческая деятельность, закупка, транспортировка, переработка, хранение и реализация нефти, газа, сопутствующих продуктов и продуктов их переработки, прием и переработка вторичного сырья и отходов сельскохозяйственного производства, оказание транспортных и прочих услуг также услуг автосервиса населению и предприятиям, за исключением той, которая запрещена актами РФ, организация и эксплуатация АЗС и других станций, производство товаров народного потребления, Общество вправе осуществлять иные виды деятельности оказание других услуг населению, предприятиям, организациям в различных областях хозяйственной и производственной деятельности, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательства того, что ответчик произвел отчуждение своих прав на отходы кому-либо, а поскольку внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является обязанностью ответчика, условие о передаче прав собственности на отходы по договору кому-либо не представлено, таким образом, исходя из того, что ответчиком не представлены доказательства передачи права собственности на отходы третьим лицам, оснований для освобождения его от внесения соответствующей платы и ее расчета не имеется.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632.
Пунктом 1 Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности (природопользователям), оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В связи с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет, осуществление ответчиком оплаты по договорам с организациями за выполнение последними услуг по размещению отходов не является основанием для освобождения ответчика от обязанности рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе исследования судебных доказательств судом было установлено, ответчик не стоял на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет, присвоен код плательщика №, и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что является недопустимым.
Учитывая изложенное, суд считает иск, предъявлен к ответчику обоснованно, с доводами представителя ответчика согласиться не может и приходит к выводу: обязать ООО «Юг России» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать ООО «Юг России» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 09.04.2012 г.
Председательствующий – подпись