апелляционное определение по гражданскому делу № 11-4/2012 о повороте исполнения решения суда



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2012 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания:    Хакимовой З.У.            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа на определение мирового судьи судебного участка № 3 города Салехард от 4 августа 2011 года по гражданскому делу по заявлению А. о повороте исполнения решения по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии,

                 УСТАНОВИЛ:

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехарда с А. в пользу бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа взыскана сумма целевой образовательной субсидии в размере 66 947 рублей, а также государственная пошлина в сумме 1938 рублей 94 копейки.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехарда от 22 декабря 2011 года заочное решение мирового судьи этого же участка отменено, производство по делу возобновлено.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехарда от 28 декабря 2010 года в удовлетворении требований прокурора г. Салехард в интересах Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии, было отказано в полном объеме. Решение вступило в законную силу.

24 мая 2011 года А. обратилась к мировому судье с заявлением о повороте исполнения решения в части возврата денежных средств, выплаченных истцу в размере 7679 рублей 48 копеек.

В судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей заявительница А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания, был уведомлен надлежащим образом, сведений о неявки в судебное заседание не предоставил.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 города Салехард от 4 августа 2011 года постановлено: удовлетворить заявление ответчика А. о повороте исполнения решения мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехард по гражданскому делу по иску Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии. Взыскать с Департамента финансов в пользу А. частично уплаченную образовательную субсидию в сумме 7679 рублей 48 копеек.

С указанным определением не согласен Департамент финансов ЯНАО и в частной жалобе просит об отмене определения.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции А. представитель 3-его лица администрации МО г. Салехард в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание не предоставили.

В судебном заседании представитель Департамент финансов ЯНАО Рассолова Е.С., действующая на основании доверенности, на удовлетворении требований изложенных в заявлении настаивала.

Помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., поддержала требования департамента финансов ЯНАО.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит определение мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Статьей 443 Гражданско-процессуального кодекса РФ, предусмотрено, что в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2008 "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе", положением о департаменте финансов автономного округа, утверждённым постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2010 № 84-П, департамент финансов автономного округа является финансовым органом субъекта Российской Федерации, проводящим государственную политику и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере выработки, проведения единой бюджетной и налоговой политики в автономном округе.

В силу ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета, осуществление контроля за целевым использованием средств бюджета, отнесено к полномочиям главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

Реализуя полномочия главных распорядителей бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности, органы государственной власти осуществляют администрирование доходов соответствующего бюджета. Статус главного администратора (администратора) доходов бюджета предполагает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехарда с А. в пользу бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа взыскана сумма целевой образовательной субсидии в размере 66 947 рублей, а также государственная пошлина в сумме 1938 рублей 94 копейки.

В ходе исполнения заочного решения мирового судьи судебного участка № 3 г. Салехарда с А. были взысканы следующие суммы: по исполнительному листу № 2-235/3/2009 государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в размере 1938 рублей 94 копейки, что подтверждается платежными поручениям (л.д. 93-94); по исполнительному листу № 2-235/3/2009 сумма образовательной субсидий в сумме 5740 рублей 54 копейки, что подтверждается платежными поручениями (95-97).

Определением мирового судьи судебного участка № 3 от 22 декабря 2011 года заочное решение мирового судьи этого же участка отменено, производство по делу возобновлено.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 от 28 декабря 2010 года в удовлетворении требований прокурора г. Салехард в интересах Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии, было отказано в полном объеме. Решение вступило в законную силу.

Учитывая вышеперечисленные нормы права, а также тот факт, что заочным решением мирового судьи взысканы денежные средства в бюджет ЯНАО, и выступать от имени Ямало-Ненецкого автономного округа, бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа департамент финансов автономного округа, при зачислении указанных денежных средств, Департамент финансов ЯНАО не имеет права (полномочий), то вывод мирового судьи о взыскании с Департамента финансов ЯНАО частично уплаченную образовательную субсидию, противоречит фактическим материалам дела.

Кроме того, Департамент финансов ЯНАО не являлся участником процесса, является юридическим лицом, и в пользу указанного департамента денежные средства по заочному решению мирового судьи не взыскивались. Из платежных поручений от 12 ноября, 10 и 22 декабря 2010 года видно, что денежные средства взысканы в бюджет ЯНАО, получатель департамент образования ЯНАО.

Также, из платежных поручений от 25 июня 2010 года № 42341 и от 28 апреля 2010 года № 26495 видно, что с А. была взыскана государственная пошлина в общей сумме 1938 рублей 94 копейки, указанная сумма перечислина в бюджет муниципального образования город Салехард.

При таких обстоятельствах, поворот исполнения решения суда должно быть следующим образом: Из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа должна быть возвращена А. взысканная образовательная субсидия в сумме 5740 рублей 54 копейки. Из бюджета муниципального образования город Салехард должна быть возвращена А. взысканная государственная пошлина в сумме 1938 рублей 94 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Частную жалобу Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа на определение мирового судьи судебного участка № 3 муниципального образования город Салехард от 4 августа 2011 года заявлению А. о повороте исполнения решения по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии, удовлетворить.

Изменить определение мирового судьи судебного участка № 3 муниципального образования город Салехард от 04 августа 2011 года по заявлению А. о повороте исполнения решения по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа к А. о взыскании суммы образовательной субсидии изложив в следующей редакции.

Взыскать с бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу А. частично уплаченную образовательную субсидию в сумме 5740 рублей 54 копейки.

Взыскать с бюджета муниципального образования город Салехард в пользу А. взысканную государственную пошлину в сумме 1938 рублей 94 копейки.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья            М.В. Долматов