Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1436 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования город <адрес> о постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истица ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город <адрес> о постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Требования иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке её и членов её семьи на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город <адрес> её семья признана малоимущей с целью принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Её дочери -близнецы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются инвалидами с рождения, страдают заболеванием опорно-двигательной системы. На территории г. <адрес> жилья они не имеют, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № № в постановке на учёт ей и членам её семьи отказано в связи с тем, что ФИО4. не предоставлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, в котором они зарегистрированы, однако такой документ ею не может быть предоставлен, поскольку они зарегистрированы по адресу: г. Салехард, ул. <адрес> где они никогда не проживали, лишь имеют регистрацию по месту жительства, а проживают постоянно по адресу: <адрес>, где снимают часть дома, оплачивают коммунальные услуги и содержание части дома, поэтому предоставить документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, в котором зарегистрирована истица и её семья, они не могут.
В иске ФИО5. просила обязать Администрацию муниципального образования г. <адрес> поставить её и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в список № 1 - список малоимущих граждан, и одновременно в отдельный список № 1 - внеочередников.
В судебном заседании истица ФИО6 и её представитель ФИО7 действующая на основании доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований, дополнив, что требование о включении в список внеочередников обусловлено тем, что дочери истицы ФИО8 являются инвалидами с рождения и страдают заболеванием опорно-двигательной системы.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. <адрес> ФИО9., действующий по доверенности, требования иска не признал, суду пояснил, что ФИО10 было обоснованно отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку документы должны быть предоставлены по перечню в соответствии с требованиями закона, тогда как документ, подтверждающий право пользования занимаемым жилым помещением, представлен не был, а Администрация муниципального образования г. <адрес> не вправе нарушать жилищное законодательство и самостоятельно его трактовать, кроме того, заявление ФИО11. должно быть рассмотрено в порядке публичного, а не искового производства.
По ходатайству истицы в судебном заседании был допрошен свидетель ФИО12., который суду пояснил, что ФИО13 с семьёй: мужем и тремя детьми постоянно проживает в его доме по адресу: <адрес> с 2006 года, свидетель пустил их пожить, как своих знакомых. Они проживают в левом крыле дома, занимают несколько комнат и оплачивают за это коммунальные услуги и содержание.
Заслушав объяснения сторон и их представителей, а также показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 обратилась к Главе Администрации г. <адрес> с заявлением о принятии её и членов её семьи на учёт, для получения жилого помещения на условиях договора социального найма из муниципального жилого фонда, как малоимущей, в связи с неимением жилья на основании ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, указав состав семьи 5 человек: ФИО15, муж ФИО16, дочь Атаева ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО18 и ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив пакет документов.
Решением Управления по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. <адрес> от 21 марта 2012 года № № семья ФИО20 из пяти человек признаны малоимущими, с целью принятия их на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Частями 4-7 названной статьи установлено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 7 Закона <адрес> № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>» перечислены документы, необходимые для принятия на учёт малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которые подаются в орган местного самоуправления: решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим; паспорт заявителя; документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); справка о гражданах, зарегистрированных по месту постоянного жительства заявителя; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор), либо документ, являющийся основанием вселения (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи заявителя.
Из представленных суду доказательств следует, что при подаче заявления в Администрацию г. <адрес> 05 июня 2012 года о постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, заявителем ФИО21. были предоставлены документы по перечню, установленному статьёй 7 Закона <адрес> № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>», за исключением документа, подтверждающего право пользования жилым помещением; справки о неимении на праве собственности жилых помещений в г. <адрес> из ГУП <адрес> «Окружной центр технической инвентаризации» и справки о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> у всех остальных граждан, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>
Статья 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях: если не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации муниципального образования г. ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № № (пункт 10) ФИО22 было отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в письме от 12 июля 2012 года ФИО23 разъяснено, что в предоставленном пакете документов отсутствует документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым ФИО24 и членами её семьи: договор аренды жилого помещения, договор социального найма, ордер или решение о предоставлении жилого помещения.
Оценивая довод представителя ответчика о том, что заявление ФИО25 должно быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ, а именно в порядке публичного производства, суд учитывает, что ФИО26. в своём заявлении не обжалует действия органа местного самоуправления и не требует признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования г. ФИО27 которым ей отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Её требования фактически направлены на защиту её права состоять на указанном учёте, и именно истцу принадлежит право выбора способа защиты своих прав.
Положениями части 3 статьи 196 ГПК РФ предписано, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и выйти за пределы заявленных требований суд может только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В связи с чем, доводы представителя ответчика в этой части суд находит необоснованными.
Основанием для отказа ФИО28 и членам её семьи в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, явилось отсутствие документа о праве пользования жилым помещением, занимаемым семьёй ФИО29
В силу ст. 5 Закона <адрес> от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется по месту жительства гражданина.
При этом, понятие места жительства определено в статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что истица и члены её семьи зарегистрированы по месту жительства (постоянно) по адресу: <адрес> ФИО31. и её дочь ФИО32 с ДД.ММ.ГГГГ супруг ФИО30 - с ДД.ММ.ГГГГ, дочери ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ, всего по указанному адресу зарегистрировано по месту жительства, а также по месту пребывания 195 человек (у некоторых лиц срок регистрации истёк).
Представленные сведения из ГУП <адрес> «Окружной центр технической инвентаризации» и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> свидетельствуют о том, что ФИО34. и члены её семьи жилых помещений на территории муниципального образования г. <адрес> на праве собственности не имеют.
Обстоятельство отсутствия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым истицей и членами его семьи: договора, либо документа, являющегося основанием вселения: ордера, решения о предоставлении жилого помещения и т.п. - обусловлено тем, что ФИО35. и члены её семьи нанимателями жилых помещений по договору социального найма, договору найма либо специализированного найма не являются, и фактически с 2006 года проживают в доме у своего знакомого ФИО36., занимают несколько комнат, однако никаких договоров при этом не заключая, в связи с чем, они лишены возможности предоставить недостающий по перечню документ.
Статьёй 6 Закона <адрес> от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>» установлено, что состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право из муниципального жилищного фонда - малоимущие граждане (пункт 1 части 1).
Судом установлено, что состав семьи истицы определён решением № № от 21 марта 2012 года Управления по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. <адрес>, которым гражданка ФИО37 имеющая состав семьи из пяти человек, признаны малоимущими с целью принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях, на основании представленных документов - указанное решение никем не оспорено и является доказательством, подтверждающим статус семьи как малоимущей и её состав. Доказательств обратного не имеется.
Анализируя изложенное, учитывая статус истицы, суд приходит к выводу, что в судебном заседании при рассмотрении настоящего гражданского дела подтверждено наличие правовых оснований и право истицы и членов её семьи состоять на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Иных оснований для отказа в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, судом не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. ст. 10 Закона <адрес> от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>» учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам: список № 1 - список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при этом малоимущие граждане, имеющие в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельный список «список № 1 - внеочередников».
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Правительством РФ в постановлении № 378 от 16 июня 2006 года утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из справки, предоставленной ГБУЗ <адрес> окружная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что дочери истицы ФИО38, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ, с рождения находятся под наблюдением врачей окружной больницы, им установлен диагноз: <данные изъяты>» и сопутствующие диагнозы: <данные изъяты> в виде <данные изъяты> синдрома, темповая задержка двигательного развития; <данные изъяты> -<данные изъяты>, и дети признаны инвалидами.
Вместе с тем, перечисленные заболевания не включены в перечень заболеваний, установленный постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года, наличие которых даёт право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО39 о постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма подлежат удовлетворению в части включения её в общий список № 1 -малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, тогда как оснований для включения истицы одновременно в отдельный список «список № 1 - внеочередников» не имеется.
Учитывая, что требования истицы судом удовлетворены и в силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу ФИО40. с Администрации муниципального образования город <адрес> подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального образования город <адрес> поставить ФИО41 на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в список № 1, с учётом времени подачи заявления - 05 июня 2012 года, и членов семьи: муж ФИО42, дочери ФИО43
Взыскать с Администрации муниципального образования город <адрес> в пользу ФИО44 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.Ю. Щепкина