иск прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Мкртчян Лидии Васильевны, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсац



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 ноября 2010 года Салехардский городской суд в составе

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Евменовой В.Е.

с участием прокурора: Мосиявич О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Салехард к Домбровской Людмиле Алексеевне о выселении из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования г. Салехард обратилась в суд с иском к Домбровской Л.А. о выселении из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта на том основании, что ответчик проживает в специализированном жилом помещении, предоставленном на период трудовых отношений с муниципальным образованием, которые в настоящее время прекращены, однако ответчик, несмотря на уведомление, не освобождает жилое помещение.

В судебном заседании представитель истца, Пропащев Е.В., действующий по доверенности, на иске настаивал, указав, что квартира - дома - по ул. - г.Салехарда находится в муниципальной собственности, имеет статус служебного жилого помещения, с ответчиком был заключён договор найма служебного жилого помещения.

Указал, что трудовые отношения ответчиком с муниципальным образованием на момент подачи иска прекращены, правовых оснований у Домбровской Л.А. проживать в спорной квартире не имеется, однако выселиться она отказывается, чем нарушает права собственника жилого помещения. Просил выселить ответчика из служебного жилого помещения – квартиры - дома - по ул. - г. Салехард без предоставления другого жилого помещения и снять ответчика с регистрационного учёта по данному адресу.

Ответчик Домбровская Л.А., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что спорное жилое помещение – квартира - дома - по ул. - г. Салехард является муниципальной собственностью, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному и предоставлена ответчику Домбровской Л.А. на период трудовых отношений с муниципальным предприятием.

Как следует из материалов дела, к моменту рассмотрения судом спора, трудовые отношения ответчиком с муниципальным предприятием и учреждением прекращены, что подтверждается приказами об увольнении из МП «Салехарджилстройсервис» муниципального образования г. Салехард и МДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка».

Служебное жилое помещение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Статьёй 93 ЖК РФ определено назначение служебного жилого помещения: служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, жилое помещение было предоставлено ответчику в связи характером трудовой деятельности, при этом в настоящее время ответчик не состоит в трудовых отношениях с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением.

В силу п. 3.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования г. Салехард, утверждённого Решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 15.06.2005 г. № 13 служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением.

Как установлено ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

Пунктами 1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ исчерпывающим образом определён перечень граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения - не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

На основании п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в соответствии с ч. 1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Ответчик, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, к данной категории граждан, которые в соответствии с названными положениями не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не относится, поскольку не принят на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Вместе с тем, законом определено наличие одновременно двух условий, при наличии которых лицо не может быть выселено из служебного жилого помещения без предоставления другого: такое лицо должно являться пенсионером по стрости и быть принятым на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, то обстоятельство, что ответчик является пенсионером, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.

В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в случае утраты (разрушения) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. Таким основаниями прекращения договора найма специализированного жилого помещения по смыслу ст. 104 ЖК РФ является, в частности, прекращение трудовых отношений.

Так, в силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила ч.3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.

На основании п. 6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответчиком жилое помещение не освобождено, по акту не передано. Кроме того, ответчик остаётся зарегистрированным в спорном жилом помещении по месту жительства, чем нарушает права администрации муниципального образования г. Салехард как собственника.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-I место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

В соответствии со ст. 7 Закона снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Суд учитывает, что право пользование жилым помещением у ответчика прекращено, следовательно, ответчик подлежит снятию с регистрационного учёта.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

В соответствии со статьями 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, которые возмещаются стороне, в пользу которой принят судебный акт, другой стороной.

На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска освобождён в соответствии с налоговым законодательством от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Выселить Домбровскую Людмилу Алексеевну из квартиры - дома - по ул. - г. Салехарда без предоставления другого жилого помещения, а так же снять с регистрационного учёта по данному адресу.

Взыскать с Домбровской Людмилы Алексеевны в бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Е. Волков