Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1899
16 ноября 2010 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноселькупского района в интересах Ириковой Марии Юрьевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноселькупского района, действующий в интересах Ириковой М.Ю., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Ирикова М.Ю. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях. В 2009 году у Ириковой М.Ю. возникло право на внеочередное обеспечение жильем в связи с окончанием МОУ "Красноселькупская открытая (сменная) общеобразовательная школа", однако должностные лица органа опеки и попечительства своевременно не направили пакет документов на получение жилищной субсидии в администрацию Красноселькупского района, и далее в Агентство жилищной политики, поэтому Ирикова не смогла реализовать свое право на получение жилья (жилищной субсидии), в связи с чем права сироты нарушены. Просил обязать ответчика предоставить Ириковой М.Ю. субсидию на приобретение жилого помещения.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявления, в которых его представитель просит в удовлетворении иска отказать, поскольку заявление о постановке на учет нуждающихся было подано Ириковой М.Ю. 29 декабря 2009 года. Администрацией МО Красноселькупский район Ирикова М.Ю. включена в список № 3 (куда включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения) на 2011 год. На основании данного списка Ирикова М.Ю. была включена департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО в список № 3 по ЯНАО на 2011 год под номером 16. Также указано, что весь лимит денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году задействован в полном объеме, а права истицы Ириковой М.Ю. не были нарушены, поскольку социальная выплата ей будет предоставлена в 2011 году в соответствии со списком № 3 по ЯНАО на 2011 год.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард О.В.Мосиявич поддержала требования и доводы иска.
Истец М.Ю.Ирикова, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Указала, что исковые требования прокурора Красноселькупского района поддерживает.
Представитель ответчика А.Г.Морозов, действующий на основании доверенности, возражал против иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Ирикова М.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке № 242 от 29 января 2010 года, выданной управлением образования администрации МО Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа Ирикова М.Ю. с 11.08.2008 года состоит в отделе опеки и попечительства управления образования администрации МО Красноселькупский район как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Красноселькупский район и не имеет закрепленного жилья на территории района.
Из материалов дела следует, что Ирикова Мария Юрьевна окончила МОУ "Красноселькупская открытая (сменная) общеобразовательная школа" в 2009 году.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05. 2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путем предоставления за счет средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Как следует из материалов дела, истица Ирикова М.Ю. выбрала в качестве желаемой формы обеспечения жильем жилищную субсидию на приобретение жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с Законом ЯНАО от 03.12.2007 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 115-ЗАО государственные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот, а именно: предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья переданы органам местного самоуправления с 01 января 2009 года с передачей соответствующих финансовых средств по реализации данных полномочий.
На основании ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» средства для обеспечения жильём детей-сирот предусматриваются в окружном бюджете.
В силу приведённых положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, из материалов дела следует, что все условия, необходимые для предоставления Ириковой М.Ю. жилищной субсидии, установленные действующим законодательством, соблюдены. Право у истицы на внеочередное обеспечение жильем наступило в 2009 году.
Доводы представителя ответчика об отсутствии средств бюджета для предоставления Ириковой М.Ю. жилищной субсидии в 2010 году не могут быть приняты судом, поскольку реализация конституционного права Ириковой М.Ю. в рамках федерального и окружного законодательства об обеспечении жильём лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от характера бюджетного планирования.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Красноселькупского района в интересах Ириковой Марии Юрьевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Ириковой Марии Юрьевне жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2010 года.
Судья О.В.Богомягкова