Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
02 декабря 2010 года Салехардский городской суд в составе
Председательствующего судьи: Волкова А.Е.
при секретаре: Евменовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Салехарда, действующего в интересах Кузина Виктора Сергеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Салехарда, действующий в интересах Кузина В.С., обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Салехарде ЯНАО об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, мотивировав требования тем, что Кузин В.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлектромонтаж» с 1999 г. по настоящее время, решением ответчика Кузину В.С. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ему не был включён стаж работы в районах Крайнего Севера в связи с тем, что за период с 2003 по 2008 г.г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ работодателем не начислялись и уплачивались.
В судебном заседании помощник прокурора Мосиявич О.В. на иске настаивала, указав, что Кузин В.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлектромонтаж», в назначении трудовой пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что за период с 2003 по 2008 г.г. не были уплачены взносы в Пенсионный фонд, в связи с чем данный период не был включён в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Полагала, что не является основанным на законе довод ответчика о том, что сведения персонифицированного учёта не должны представляться в Пенсионный фонд, поскольку Кузин В.С. является гражданином Украины. Указала, что иностранные граждане наравне с гражданами России подлежат обязательному пенсионному страхованию. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, период работу Кузина В.С. с 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г. и назначить Кузину В.С. трудовую пенсию по старости с 21.08.2008 г.
Истец Кузин В.С., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, - ООО «Северэлектромонтаж», извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Представитель ответчика, Филиппова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указав, что обязанность по регистрации в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан и уплаты за них страховых взносов возникла у работодателей с 01.01.2005 г.
Пояснила, что установление и выплата трудовых пенсий осуществляется на основании Временного Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины, в соответствии с которым право на трудовую пенсию имеют лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств, мужчинам – по достижении 55 лет при общем стаже не менее 25 лет. Указала, что на момент обращения у Кузина В.С. не был выработан требуемый стаж.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Кузин В.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлетромонтаж» с 1999 г.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Салехарде ЯНАО от 11.06.2009 г. истцу Кузину В.С. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа работы в районах Крайнего Севера на дату обращения.
Как следует из материалов дела, с 2003 по 2008 г.г. страховые взносы работодателем истца в Пенсионный фонд РФ не начислялись и не уплачивались, в связи с чем данный период не был включён в стаж работы на территории Крайнего Севера.
Вопросы назначения трудовой пенсии регулируются нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 названного Закона застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем ответчика, что Кузин В.С. был зарегистрирован в системе персонифицированного учёта с 23.01.2001 г.
По смыслу ст. 1 Федеральный закон от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ страхователями являются юридические лица в отношении застрахованных лиц.
Страхователем Кузина В.С. являлось ООО «Северэлетромонтаж», при этом индивидуальные сведения в отношении Кузина В.С, данным юридическим лицом за период 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г. не оформлялись, за указанный период страховые взносы не уплачивались, в связи с чем данный период не был включён ответчиком в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов возложена на страхователей.
На основании ч. 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П положения ч.1 ст. 10 данного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.
В то же время указанным Постановлением положения, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С учётом приведённых конституционных положений, а также позиции Конституционного Суда РФ, доводы представителя ответчика о том, что не имеется правовых оснований для назначения истцу трудовой пенсии ввиду неоплаты работодателем страховых взносов, не могут быть приняты судом.
Как следует из п. 2.1 Определения Конституционного Суд РФ от 20.11.2007 г. № 798-О-О по ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, Конституционный Суд РФ специально не оговорил порядок и срок исполнения постановления от 10.07.2007 г. № 9-П. Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» оно вступает в силу с момента провозглашения.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ определил особенности исполнения данного постановления, предписав федеральному законодателю установить вытекающий из него надлежащий правовой механизм; до установления соответствующего правового регулирования реализации права застрахованных работников на получение трудовой пенсии с учётом предшествовавшего её назначению (перерасчёту) трудовой деятельности при неуплате или неполной уплате их страхователями взносов должна, как указал Конституционный Суд РФ, обеспечиваться государством.
Законодатель, который на основании ч. 2 ст. 39, п. «в» 71, п. «б» и «ж» части 1 ст. 72 и ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ осуществляет регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой механизм его реализации, связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19; ст. 55 Конституции Российской РФ).
Как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые ст. 39 Конституции РФ пенсионные права.
Верховный Суд РФ в Определении от 14.12.2007 г. так же указал, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта.
В силу ст. 25 указанного Закона контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пени, штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что неперечисление страховых взносов работодателем не может повлиять на реализацию истцом права на пенсионное обеспечение.
Доводы представителя ответчика о том, что страхователем – ООО «Северэлектромонтаж» сведения персонифицированного учёта не должны были представляться в Пенсионный фонд, поскольку Кузин В.С. является гражданином Украины, суд также находит не основанными на законе.
Из взаимосвязанных положений ст. 7 и 39 Конституции РФ следует, что Российская Федерация является социальным государством и гарантирует каждому право на социальное обеспечение.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
На основании ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 1 и 3 Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.1993 г. Пенсионный фонд Российской Федерации переводит Пенсионному фонду Украины для выплаты пенсионеру часть его пенсии, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного начиная с 1 января 1991 года в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно данному Соглашению право на трудовую пенсию имеют лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств, мужчинам – по достижении 55 лет при общем стаже не менее 25 лет.
В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательному пенсионному страхованию подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Указанные конституционно-правовые положения конкретизированы ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ, в силу которой иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу ч. 1 и 2 ст. 13 названного Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой сторон.
Законность нахождения Кузин В.С. на территории Российской Федерации и законный характер осуществляемой им трудовой деятельности представителем ответчика не оспаривался.
Поскольку Кузаин В.С. находится на территории Российской Федерации законно, осуществлял трудовую деятельность, он имеет все права и гарантии, предоставленные законодательством, в том числе, он подлежал обязательному пенсионному страхованию, а работодатель обязан был уплачивать за него обязательные взносы.
Суд учитывает, что Кузин В.С., будучи иностранным гражданином, законно находился на территории России, работал по трудовому договору в связи с чем он в обязательном порядке подпадают под российский правовой режим обязательного пенсионного страхования и, следовательно, за него в целях реализации конституционных положений о равенстве и равном праве на социальное обеспечение, должны были уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку Кузин В.С. является гражданином иностранного государства из числа стран СНГ, то на него распространяются положения Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. Согласно ч. 2 ст. 4 Соглашения трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Указанные положения означают, что законодателем установлен национальный режим для иностранных граждан, при этом суд исходит их того, что установление данного режима распространяется на всех без исключения иностранных граждан, которые законно находятся на территории Российской Федерации, включая случаи временного пребывания.
Указанные положения Конституции РФ, воспроизведённые в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут быть истолкованы иначе, поскольку в противном случае не был бы соблюдён национальный режим для иностранных граждан, что повлекло бы нарушение их прав, в том числе, прав на социальное и пенсионное обеспечение, в противоречии с международными договорами и Конституцией РФ.
Иных оснований для отказа Кузину В.С. в назначении пенсии представителем ответчика не приведено. С учётом оспариваемых периодов осуществления трудовой пенсии в районах Крайнего Севера, остальные установленные законом основания для назначения пенсии, соблюдены.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Из материалов дела следует, что Кузин В.С. обратился за назначением пенсии 21.08.2008 г., следовательно, трудовая пенсия должна быть назначена ему с этого момента.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче искового заявления прокурор г. Салехарда был освобождён от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа включить Кузину Виктору Сергеевичу в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в Обществе с ограниченной ответственностью «Северэлектромонтаж» с 01.01.2003 года по 21.08.2008 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа назначить Кузину Виктору Сергеевичу трудовую пенсию по старости 21.08.2008 года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Е.Волков