Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
1 декабря 2010 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Щепкиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2087/2010 по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности выдать жилищную субсидию на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехард обратился в суд с иском Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год, сообщив, что Абдрасакова Асия Ахметсафаровна ХХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Абдрасакова Зиннура Ахмедовна умерла ХХХ, отец Абдрасаков Ахметсафар Зарипович умер ХХХ. Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 8 июля 2002 года несовершеннолетней Абдрасаковой Асие Ахметсафаровне назначен опекун Абдрасакова Джамиля Ахметсафаровна. Абдрасакова А.А. зарегистрирована по адресу: ХХХ зарегистрировано 8 человек, площадь жилого помещения 50,1 квадратный метр, что менее учетной нормы для проживания одного человека.
Приказом департамента образования № 216-0 от 12 марта 2010 года Абдрасакова А.А. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. 22 июня Абдрасакова А.А. окончила «Среднюю общеобразовательную школу № 3».
Право на внеочередное получение жилого помещения возникло у Абдрасаковой А.А. в 2009 году после окончания образовательного учреждения, однако включение Абдрасаковой А.А. в список на внеочередное получение жилья планируется в 2012 году, тогда как она должна быть включена в список № 3 на 2009 год, что нарушает права сироты.
Прокурор настаивает на том, что действия ответчика препятствуют реализации права Абдрасаковой А.А. на обеспечение жилым помещением после окончания образовательного учреждения.
В иске прокурор просил обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа включить Абдрасакову Асию Ахметсафаровну в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год.
Определением судьи Салехардского городского суда от 3 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехард Мосиявич О.В. уточнила исковые требования и в интересах истицы Абдрасаковой А.А. просила обязать ответчика предоставить ей жилищную субсидию на приобретение жилого помещения на состав семьи из двух человек.
Истица Абдрасакова А.А. полностью поддержала исковые требования прокурора и пояснила, что в квартире по адресу: ХХХ проживают 9 человек, квартира очень холодная, отдел опеки за 6 лет не поинтересовался ее жилищной проблемой. Заявление в 2009 году не написала, так как ее не проконсультировали и не пояснили, какие документы необходимо собрать.
Представитель ответчиков Правительства ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, Зотова Е.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявила о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что на сегодняшний день Абдрасакова А.А. в списке № 3 не состоит, должен быть соблюден определенный порядок предоставления социальной выплаты, иначе будут нарушены нормы закона, предоставить субсидию на 2 человека не могут, так как субсидия предоставляется только на сироту. Права истицы не были нарушены, так как к ответчику она не обращалась, заявление о постановке на учет подано ею в марте 2010 года, поэтому включить Абдрасакову А.А. в список № 3 на 2010 год не представляется возможным, и она может быть включена в список только на 2012 год.
Третье лицо Администрация муниципального образования город Салехард своего представителя в суд не направило, о дате и времени рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, представителя ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление Абдрасаковой А.А. от 28 сентября 2010 года, адресованное прокурору города Салехард, в котором она сообщала, что она поставлена на учет на 2012 год, так как на 2011 год списки уже были сформированы, просила провести проверку законности постановки ее на учет на 2012 год.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах Абдрасаковой А.А.
Прокурором заявлено требование о предоставлении Абдрасаковой А.А. жилищной субсидии на приобретение жилого помещения на состав семьи из двух человек.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Судом установлено и подтверждено письменными доказательствами, что Абдрасакова Асия Ахметсафаровна ХХХ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: ХХХ ее мать - Абдрасакова Зиннура Ахмедовна умерла ХХХ отец -Абдрасаков Ахметсафар Зарипович умер ХХХ года. Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард Абдрасаковой А.А. был назначен опекун Абдрасакова Д.А.
31 января 2007 года Абдрасакова Асхибчамал Ахметсафарова изменила имя на Абдрасакова Асия Ахметсафаровна.
Абдрасакова А.А. имеет сына Абдрасакова Дмитрия Денисовича ХХХ года рождения.
В период с 3 сентября 1997 года по 22 июня 2009 года Абдрасакова А.А. обучалась в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 города Салехард.
6 ноября 2003 года Администрацией города Салехард Абдрасакову Д.А. был выдан ордер на трехкомнатную квартиру по адресу: ХХХ общая площадь квартиры 50,1 квадратный метр, жилая площадь 33,1 квадратный метр, по данному адресу по месту жительства зарегистрированы 8 человек, в том числе Абдрасакова Асия Ахметсафаровна и ее сын Абдрасаков Дмитрий Денисович ХХХ.
Абдрасакова А.А. обратилась в отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард с заявлением о постановке на первоначальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях 2 марта 2010 года, и приказом департамента образования № 216-о от 12 марта 2010 года поставлена на первоначальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения «О порядке предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования город Салехард», отдел опеки и попечительства до 1 февраля 2010 года направил в Управление жилищной политики Администрации города утвержденный Главой Администрации города список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилых помещений возникнут в 2011 году, поэтому дети-сироты, выявленные органами опеки и попечительства после утверждения списка на планируемый год, включаются в список на год, следующий за планируемым, поэтому по сообщению отдела опеки и попечительства, включение Абдрасаковой А.А. на внеочередное получение жилого помещения планируется на 2012 год.
Согласно справок, выданных ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, Абдрасакова А.А. и ее несовершеннолетний ребенок Абдрасаков Дмитрий Денисович на территории муниципального образования город Салехард жилья на праве собственности не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, доводы прокурора о том, что Абдрасакова А.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем после окончания общеобразовательного учебного учреждения в 2009 году, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах и учитывая, что право на внеочередное получение жилого помещения наступило у Абдрасаковой А.А. в июне 2009 года в период ее нахождения на полном государственном обеспечении, однако в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений она своевременно не была включена, исковые требования прокурора года Салехард подлежат безусловному удовлетворению.
Статьями 3 и 17 Закона № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», предусмотрены следующие формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета: 1) путем предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа; 2) путем предоставления за счет средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом, граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из форм улучшения жилищных условий, указанных в этом Законе.
При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность выдать истице жилищную субсидию на приобретение жилого помещения необходимо возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, а в удовлетворении требований к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо отказать, поскольку в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 года № 105-П «О Департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа» к полномочиям Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа отнесено обеспечение жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя ответчиков не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истица отнесена к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Кроме того, в силу Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
Учитывая, что при подаче заявления о постановке на учет лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, истицей представлены документы, подтверждающие состав ее семьи и наличие малолетнего ребенка Абдрасакова Дмитрия Денисовича, ХХХ года рождения, суд находит также обоснованным довод прокурора о предоставлении жилищной субсидии на состав семьи из двух человек, и требования в этой части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Салехарда в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности выдать жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа выдать Абдрасаковой Асии Ахметсафаровне, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищную субсидию на приобретение жилого помещения на территории города Салехард, на состав семьи из двух человек.
В удовлетворении требований прокурора города Салехард в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме будет составлено 6 декабря 2010 года.
Председательствующий: