о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 ноября 2010 года Салехардский городской суд в составе

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Шевченко Анастасии Савельевны, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пуровского района ЯНАО, действующий в интересах Шевченко А.С., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищный сертификат на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Шевченко А.С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, при этом не включена в списки нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год, собственного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на жилое помещение.

В судебном заседании от 09.11.2010 г. помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. на иске настаивала на том основании, что Шевченко А.С. является сиротой, жилым помещением не обеспечена, состоит на регистрационном учёте в органах опеки и попечительства с 1998 г., ей был назначен опекун. Указала, что поскольку Шевченко А.С. прибрела статус сироты до совершеннолетия, то имеет право на дополнительные гарантии после достижения возраста 18 лет. В судебном заседании от 23.11.2010 г. поддержала уточнённые истицей требования, просила обязать Правительство ЯНАО предоставить Шевченко А.С. жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Истица Шевченко А.С., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебных заседаниях от 09.11.2010 г. и от 23.11.2010 г. участия не принимала, просила дело рассмотреть в её отсутствии, а также уточнила исковые требования. Просила обязать выдать ей жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.

Представитель ответчика – Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО и соответчика – Правительства ЯНАО, - Морозов А.Г., - имеющий надлежащие полномочия, в судебных заседаниях от 09.11.2010 г. и от 23.11.2010 г. возражал против иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. При этом указал, что в исковом заявлении прокурор ссылается на то, что соглашением между администрацией Пуровского района и Агентством жилищной политики ЯНАО предусмотрено обязательство Агентства по выдаче жилищных сертификатов, однако в соответствии с законом предусмотрено две формы обеспечения жильём граждан из числа детей-сирот: предоставление жилого помещения по договору социального найма или выдача субсидии за счёт средств окружного бюджета для приобретения или строительства жилья.

Также указал, что Шевченко А.С. будет обеспечена субсидией в 2011 году, первая стоит в очереди, в связи с чем вины Правительства ЯНАО не усматривается.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя соответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Шевченко А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем была принята на регистрационный учёт органов опеки и попечительства Пуровского района ЯНАО в 1998 г.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения на 2010 год не состоит, при этом после окончания учебного заведения – МООУ «Санаторная школа-интернат» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО в 2005 году жилым помещение обеспечена не была.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05. 2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путем предоставления за счет средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

В соответствии с Законом ЯНАО от 03.12.2007 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 115-ЗАО государственные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот, а именно: предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья переданы органам местного самоуправления с 01 января 2009 года с передачей соответствующих финансовых средств по реализации данных полномочий.

На основании ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» средства для обеспечения жильём детей-сирот предусматриваются в окружном бюджете.

Таким образом, в силу приведённых положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Вместе с тем, представителем ответчиков не приведено доказательств, обосновывающих возражения по иску.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

Из материалов дела следует, что жилищные права истицы были нарушены, жилищной субсидией одна должна была быть обеспечена в 2010 году, в связи с чем доводы представителей ответчиков о том, что Шевченко А.С. будет обеспечена субсидией в 2011 году суд находит необоснованными.

На основании ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В связи с чем доводы представителя ответчиков о том, что исчерпан лимит бюджетных средств на обеспечение жильём детей-сирот, суд находит несостоятельными, поскольку обеспечение жилищных прав истицы не может быть поставлено в зависимость от надлежащего характера бюджетного планирования.

Кроме того, суд учитывает, что право у истицы на реализацию предоставленных законом возможностей на получении жилищной субсидии возникло в 2005 году – после завершения обучения в учебном заведении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Шевченко Анастасии Савельевне жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Е. Волков