Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 ноября 2010 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре судебного заседания: Сулеймановой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трифонова Ивана Александровича об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард,
УСТАНОВИЛ:
Трифонов Иван Александрович обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард от 02 ноября 2010 года, которым он призван на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2003 года по 28 июня 2006 года обучался в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России. С 09 августа 2006 года находится на службе в Главном управлении МЧС России по ЯНАО. В настоящее время проходит службу в должности исполняющего обязанности инспектора отделения по контролю за пожарной безопасностью на объектах промышленно-гражданского назначения отдела организации ГПН и имеет звание старший лейтенант внутренней службы. 02 ноября 2010 года решением призывной комиссии в предоставлении отсрочки от призыва ему было отказано. С указанным решением он не согласен, полагал его принятым в нарушение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании заявитель Трифонов И.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в жалобе. Также пояснил, что в настоящее время продолжает проходить службу в структурном подразделении МЧС и имеет специальное звание старшего лейтенанта внутренней службы.
Представитель заинтересованного лица – Жук Л.В., действующая на основании доверенности, полагала требования жалобы не обоснованными. Представила письменный отзыв, привела изложенные в нем доводы.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Трифонов И.А., 28 ноября 1985 года рождения, в период с 01 сентября 2003 года по 28 июня 2006 года обучался в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности пожарная безопасность.
29 июня 2008 года заявителю выдан диплом о среднем профессиональном образовании, с присвоением специального звания лейтенант внутренней службы.
По окончанию обучения, приказом Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – ГУ МЧС России по ЯНАО) от 14 августа 2006 года № 166-ОК, Трифонов И.А. назначен на должность начальника караула ПЧ-44 12 отряда ГПС Главного управления МЧС России по ЯНАО с 09 августа 2006 года.
Приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от 04 декабря 2006 года № 267-ОК заявитель назначен на должность инженера группы организации надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты ГУ МЧС России по ЯНАО. Указанная должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы.
15 октября 2008 года, согласно приказу ГУ МЧС России по ЯНАО № 206-ОК, заявитель назначен исполняющим обязанности по должности инспектора отдела организации государственного пожарного надзора управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ЯНАО – должность связанная с обеспечением деятельности государственной противопожарной службы.
Приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от 12 октября 2010 года № 84-НС старший лейтенант внутренней службы Трифонов И.А. назначен исполняющим обязанности инспектора отделения по контролю за пожарной безопасностью на объектах промышленно-гражданского назначения отдела организации государственного пожарного надзора управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ЯНАО.
Как следует из справки ГУ МЧС России по ЯНАО от 03 ноября 2010 года № 229-07-30 Трифонов И.А. проходит службу в указанном управлении с 09 августа 2006 года по настоящее время.
Согласно протоколу призывной комиссии муниципального образования город Салехард № 2 от 02 ноября 2010 года Трифонов И.А. призван на военную службу.
С указанным решением призывной комиссии не согласен заявитель, полагает его принятым в нарушение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, могут быть также оспорены и действия призывных комиссий, поскольку последние наделены властными, распорядительными полномочиями и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены уточнения в основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с внесенными изменениями, которые вступили в силу с 01 января 2010 года, отсрочка от призыва предоставляется лицам при наличии у них высшего профессионального образования.
Таким образом, до 01 января 2010 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу не было обусловлено наличием обязательного получения высшего профессионального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Трифонов И.А. в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ) имел право на отсрочку от призыва на военную службу как в период своего обучения в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России, так и после его окончания в 2006 году, поскольку после завершения обучения был зачислен на службу в Главное управление МЧС России по ЯНАО в звании лейтенанта, в то время, когда изданные изменения в законе не вступили в свое действие.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм у заявителя имеется отсрочка от призыва на период его службы в органах МЧС.
При таких обстоятельствах, требования заявителя суд находит обоснованными, а потому решение призывной комиссии муниципального образования город Салехард № 2 от 02 ноября 2010 года, в части призыва на военную службу Трифонова И.А., является незаконным и подлежит отмене.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что ранее отсрочка заявителю решением призывной комиссии не представлялась, в связи с чем, он не имеет права на нее, не заслуживает внимания суда, поскольку право на отсрочку у заявителя до 01 января 2010 года имелось в силу закона, и не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия решения призывной комиссии о ее предоставлении.
Не обоснованными являются и доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявитель не имеет высшего образования, а потому и права на отсрочку, поскольку право на отсрочку возникло у заявителя до 01 января 2010 года и продолжает действовать в силу положений ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах МЧС.
Таким образом, отсутствие у Трифонова И.А. высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как обязательное условие при предоставлении отсрочки, не может служить причиной отказа в удовлетворении требований заявителя.
Иные доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии основании предоставления заявителю отсрочки от призыва на военную службу, в том числе со ссылкой на то, что должность на которой истец проходит службу в ГУ МЧС России по ЯНАО не отнесена к должностям государственной противопожарной службы, также не заслуживают внимания суда, поскольку противоречат материалам дела, и основаны на ошибочном толковании материального закона.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Салехард от 02 ноября 2010 года в части призыва Трифонова Ивана Александровича на военную службу.
Обязать призывную комиссию муниципального образования город Салехард устранить допущенное нарушение и предоставить Трифонову Ивану Александровичу отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2010 года.
Председательствующий С.П. Гниденко