Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 декабря 2010 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре судебного заседания: Поповой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернова Олега Олеговича об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард,
УСТАНОВИЛ:
Чернов Олег Олегович обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард от 26 ноября 2010 года, которым он призван на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал, что 01 сентября 2007 года поступил в Воронежский институт ГПС МЧС России с присвоением ему специального звания рядовой внутренней службы и с последующим зачислением на службу в ГПС МЧС России. 25 июня 2010 года он окончил данное образовательное учреждение, после чего 28 июля 2010 года был принят в звании лейтенанта внутренней службы на должность дознавателя отдела административной практики и дознания ГУ МЧС России по ЯНАО где и проходит службу в настоящее время. 26 ноября 2010 года решением призывной комиссии в предоставлении отсрочки от призыва ему было отказано. С указанным решением он не согласен, полагал его принятым в нарушение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании заявитель Чернов О.О. на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – заместитель председателя призывной комиссии муниципального образования город Салехард, начальник отдела Военного комиссариата ЯНАО по г. Салехарду и Приуральскому району Садчиков В.А., полагал требования заявления не обоснованными. Суду пояснил, что с 01 января 2010 года в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения в части предоставления права на отсрочку от призыва, согласно которым отсрочка от призыва представляется только призывникам, имеющим высшее образование. Однако заявитель такого образования не имеет.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Чернов О.О., 27 декабря 1989 года рождения, на основании контракта о службе в ГПС МЧС России по ЯНАО от 13 мая 2007 года, в 2007 году поступил в ГОУ среднего и профессионального образования «Воронежское пожарно-техническое училище МЧС России», в последствии приобретшего статус учреждения высшего профессионального образования, на основании Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1055-р, и переименованного в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», в котором обучался до 2010 года по специальности пожарная безопасность.
01 сентября 2007 года заявителю присвоенное первое специальное звание – рядовой внутренней службы, что следует из послужного списка.
25 июня 2010 года заявителю выдан диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Пожарная безопасность.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 июня 2010 года Чернову О.О. присвоено очередное специальное звание – лейтенант внутренней службы.
По окончанию обучения, согласно приказу ВИ ГПС № 173 л/с от 17 июня 2010 года заявитель откомандирован в распоряжение ГУ МЧС России по ЯНАО.
Приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от 30 июля 2010 года № 61-нс Чернов О.О. назначен на должность дознавателя (административной практики и дознания) управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ЯНАО с 28 июля 2010 года.
Приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от 23 ноября 2010 года № 93-НС заявитель назначен на должность дознавателя отдела дознания управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО с 01 декабря 2010 года и проходит службу в указанной должности по настоящее время.
Согласно выписке из протокола призывной комиссии муниципального образования город Салехард № 7 от 26 ноября 2010 года Чернов О.О. призван на военную службу.
С указанным решением призывной комиссии не согласен заявитель, полагает его принятым в нарушение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, могут быть также оспорены и действия призывных комиссий, поскольку последние наделены властными, распорядительными полномочиями и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, действовавшей до 01 января 2008 года) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Федеральным законом от 06 июля 2006 № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" подпункт «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» изложен в новой редакции, согласно которой отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены уточнения в основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с внесенными изменениями, которые вступили в силу с 01 января 2010 года, отсрочка от призыва предоставляется лицам при наличии у них высшего профессионального образования.
Таким образом, до 01 января 2010 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу не было обусловлено наличием обязательного получения высшего профессионального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Чернов О.О. в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакциях Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 06.07.2006 года № 104-ФЗ) имел право на отсрочку от призыва на военную службу в период своего обучения в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего и профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», и указанное право им не утрачено, так как изданные изменения в законе о наличии высшего образования отсутствовали.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм и поскольку Чернов О.О. по окончанию института был зачислен на службу в органы государственного противопожарного надзора, имеет специальное звание, у него имеется отсрочка от призыва на период его службы в органах МЧС.
При таких обстоятельствах, требования заявителя суд находит обоснованными, а потому решение призывной комиссии муниципального образования город Салехард 26 ноября 2010 года, в части призыва на военную службу Чернова Олега Олеговича, является незаконным и подлежит отмене.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что ранее отсрочка заявителю решением призывной комиссии не представлялась, в связи с чем, он не имеет права на нее, не заслуживает внимания суда, поскольку право на отсрочку у заявителя до 01 января 2010 года имелось в силу закона, и не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия решения призывной комиссии о ее предоставлении.
Не обоснованными являются и доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявитель не имеет высшего образования, а потому и права на отсрочку, поскольку право на отсрочку возникло у заявителя до 01 января 2010 года и продолжает действовать в силу положений ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах МЧС.
Таким образом, отсутствие у Малахова А.С. высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как обязательное условие при предоставлении отсрочки, не может служить причиной отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Салехард от 26 ноября 2010 года в части призыва Чернова Олега Олеговича на военную службу.
Обязать призывную комиссию муниципального образования город Салехард устранить допущенное нарушение и предоставить Чернову Олегу Олеговичу отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 13 декабря 2010 года.
Председательствующий С.П. Гниденко