Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 января 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Волкова А.Е.
при секретаре: Рахимовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ноябрьска, действующего в интересах Романчук Дарьи Евгеньевны, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Романчук Д.Е., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Романчук Д.Е. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включена в списки нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год, собственного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако не обеспечена жилищной субсидией.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Романчук Д.Е., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Ответчик Правительство ЯНАО своего представителя в суд не направил, причина неявки неизвестна.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Романчук Д.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Давлетова Л.Н. умерла ХХХ года, отец Давлетов К.Ю. решением суда от ХХХ года признан безвестно отсутствующим, в связи с чем на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Ноябрьска № 104-з от 22.03.2001 года Романчук А.Е. назначен опекун – Романчук А.Е.
16.03.2009 года Романчук Д.Е. обращалась в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом им указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска, и истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, под номером «215».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Романчук Д.Е. ХХХ года рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закреплённого жилого помещения. В период с 2005 года по 2010 год Романчук Д.Е. обучалась в Донецком университете, обучение окончила 30.06.2010 года.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Романчук Д.Е. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме, после окончания обучения в образовательном учреждении.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Романчук Д.Е. обратилась в установленном порядке с заявлением о выдаче ей жилищной субсидии в марте 2009 года, и была включена в список граждан, проживающих на территории г. Ноябрьска, нуждающихся в жилых помещениях, 23.04.2009 года.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истицы возникло в апреле 2009 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что имеется волеизъявление истицы, выраженное в ее заявлении от 16.03.2009 года о предоставлении ей жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, ее право на жилище должно быть реализовано в указанной ею форме.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Вместе с тем, ответчиком не представлены возражения по заявленным прокурором исковым требованиям.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилищной субсидии соблюдены: Романчук Д.Е. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год на территории ЯНАО, который утвержден Губернатором ЯНАО 28.09.2010 года, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечена жилищной субсидией, тогда как такое право у нее возникло в июне 2010 года после окончания обучения в университете.
Из материалов дела следует, что жилищные права истицы были нарушены, поскольку жилищной субсидией она в 2010 году не обеспечена.
Перечисленные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
Кроме того, суд учитывает, что право у истицы на реализацию предоставленных законодательством возможностей на получение жилищной субсидии возникло в июне 2010 году, после окончания обучения в высшем учебном заведении.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Романчук Дарье Евгеньевне жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Е. Волков