Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 января 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Волкова А.Е.
при секретаре: Рахимовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ноябрьска, действующего в интересах Николаева Владимира Анатольевича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Николаева В.А., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Николаев В.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год, жильем по установленной норме не обеспечен, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жилым помещением по предусмотренным законом формам, однако не обеспечен жилищной субсидией.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Николаев В.А., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Ответчик Правительство ЯНАО своего представителя в суд не направил, причина неявки неизвестна.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Николаев В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Николаева Л.Х. и отец Николаев А.Ф. по решению суда лишены родительских прав, в связи с чем Николаев В.А. был принят на учёт органов опеки и попечительства на основании постановления заместителя главы администрации № 590 от 29.08.1995 года определен в городской дом детства г. Ноябрьск.
21.04.2010 года Николаев В.А. обращался в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом им указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска, и истец включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, под номером «11» в дополнительном списке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за Николаевым В.А. ХХХ г.р., по распоряжению заместителя главы администрации муниципального образования г. Ноябрьск № 5-з от 11.01.1996 года было закреплено жилое помещение общей площадью 54,8 квадратных метров по адресу: ХХХ, которое в 2003 году было передано в долевую собственность несовершеннолетних Николаевых, в том числе Николаева В.А. по 1/3 доле каждому.
Однако на основании распоряжения главы администрации муниципального образования г. Ноябрьск № р-329 от 12.05.2009 года жилые помещения многоквартирного дома № ХХХ включены в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Ноябрьск в результате произошедшего 13.04.2009 года пожара в указанном жилом доме.
Из представленных справок также следует, что в квартире №ХХХ на момент пожара проживали и были зарегистрированы по месту жительства 4 человека: Николаев В.А., Усманова Е.А., Николаева А.А. и Усманов А.Р.
Таким образом, Николаев В.А., являющийся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении, как не обеспеченный жилым помещением по норме, так как учетная норма в г. Ноябрьск органом местного самоуправления установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (54,8 : 4 = 13,7).
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Николаев В.А. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Николаев В.А. обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему жилищной субсидии в апреле 2010 года, и был включен в дополнительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в декабре 2008 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что имеется волеизъявление истца, выраженное в его заявлении о предоставлении ему жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной им форме.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Вместе с тем, ответчиком не представлены возражения по заявленным прокурором исковым требованиям.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: Николаев В.А. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год на территории ЯНАО, который утвержден Губернатором ЯНАО, жильем по норме не обеспечен, однако до настоящего времени не получил жилищную субсидию, тогда как такое право у него возникло в декабре 2008 года по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, которую он проходил по призыву в период с 22.12.2006 г. по 22.12.2008 года.
Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.
Доводов, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не приведено и возражения не представлены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
Кроме того, суд учитывает, что право у истца на реализацию предоставленных законодательством возможностей на получение жилищной субсидии возникло в 2008 году после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Николаеву Владимиру Анатольевичу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья