решение по иску прокурора г.Салехарда, в интересах Кунградбаева С.Г. к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 января 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Рахимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Салехарда, действующего в интересах Кунградбаева Сергея Геннадьевича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Салехард, действующий в интересах Кунградбаева С.Г., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Кунградбаев С.Г. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год, жилым помещением по установленной норме не обеспечен, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако жилищную субсидию до настоящего времени не получил.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Кунградбаев С.Г., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Ответчик Правительство ЯНАО своего представителя в суд не направил, причина неявки неизвестна.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Кунградбаев С.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Кунградбаева И.К. по решению суда лишена родительских прав, а сведения об отце ребенка в актовую запись о рождении внесены со слов матери, в связи с чем Кунградбаев С.Г. был принят на учёт органов опеки и попечительства и находился на воспитании в ГОУ «Веденский детский дом-школа». На основании распоряжения № 442-СКХ от 01.08.2007 года несовершеннолетнему Кунградбаеву С.Г. назначена попечитель Кунградбаева Л.П.

Истец включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2010 год во внеочередном порядке на территории муниципального образования город Салехард, под номером «14».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ранее за Кунградбаевым С.Г. и Кунградбаевым А.Г. по постановлению администрации муниципального образования г. Салехард № 556 от 10.07.2002 года было закреплено жилое помещение по месту жительства Кунградбаевой Л.П. по адресу: ХХХ.

Однако Кунградбаев С.Г., являющийся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении, как не обеспеченный жилым помещением по норме, так как учетная норма в г. Салехард органом местного самоуправления установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кунградбаев С.Г. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Кунградбаев С.Г. ХХХ г.р. поставлен на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 03.04.2008 года, в связи с чем был включен в соответствующий список граждан, проживающих на территории г. Салехард, нуждающихся в жилых помещениях.

Впоследствии 11.02.2009 года Кунградбаев С.Г. был осужден Салехардским городским судом по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении. 16.12.2010 года по постановлению Приуральского районного суда истец освобожден условно-досрочно на не отбытый срок 2 месяца 7 дней, поэтому у Кунградбаева С.Г. возникла необходимость в обеспечении жилым помещением.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в декабре 2010 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что имеется волеизъявление истца о предоставлении ему жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной им форме.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Вместе с тем, ответчиком не представлены возражения по заявленным прокурором исковым требованиям.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: Кунградбаев С.Г. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год, жилым помещением по установленной норме не обеспечен, однако до настоящего времени ему не предоставлена жилищная субсидия, тогда как такое право у него возникло в декабре 2010 года, после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы.

Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.

Перечисленные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

Кроме того, суд учитывает, что право у истца на реализацию предоставленных законодательством возможностей на получение жилищной субсидии возникло в 2010 году после возвращения из ФБУ «Исправительная колония № 3 УФСИН России по ЯНАО», где он отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Салехардского городского суда от 11.02.2009 года.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилищной субсидии.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Кунградбаеву Сергею Геннадьевичу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья