решение по иску прокурора г.Ноябрьска, действующего в интересах Приходько С.И., к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 февраля 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Рахимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ноябрьска, действующего в интересах Приходько Сергея Игоревича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Приходько С.И., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Приходько С.И. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2010 год, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако не обеспечен жилищной субсидией.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Уткин И.Н. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Приходько С.И., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.

Ответчик Правительство ЯНАО своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие истца и представителя ответчика.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Приходько С.И. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Приходько Л.В. лишена родительских прав по решению суда, отец ребенка Приходько И.Н. умер ХХХ г., в связи с чем Приходько С.И. был принят на учёт органов опеки и попечительства и впоследствии определен в детский дом г. Ноябрьска, а затем направлен в окружной детский дом «Сияние Севера» Исетского района п. Кировский.

15.04.2008 г. и 05.05.2009 г. Приходько С.И. обращался в агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом им указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска.

16.04.2008 г. управление образования администрации муниципального образования г. Ноябрьск обращалось в агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа с ходатайством о постановке Приходько С.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, и истец включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории муниципального образования г. Ноябрьск под номером «40», и впоследствии - в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа 28.09.2010 г., - под номером «219».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Приходько С.И. ХХХ г.р. являющийся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного и закреплённого жилого помещения.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Приходько С.И. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Приходько С.И. обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему жилищной субсидии в апреле 2008 года, а затем в мае 2009 года, и был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, который был утвержден Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа 28.12.2010 г.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в марте 2009 года. В заявлении, адресованном прокурору, Приходько С.И. подтвердил свое волеизъявление на получение субсидии для приобретения жилья.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в марте 2009 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Приходько С.И. в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.

Поэтому доводы ответчика, содержащиеся в письменном возражении на иск о том, что право Приходько С.И. на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, нельзя признать обоснованными.

Обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: Приходько С.И. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включен в соответствующий список, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечен жилищной субсидией, тогда как такое право у него возникло в марте 2009 года.

Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

Кроме того, суд учитывает, что право у истца на реализацию предоставленных законодательством возможностей на получение жилищной субсидии возникло в 2009 году при достижении им совершеннолетия.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилищной субсидии.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Приходько Сергею Игоревичу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья