решение по иску Нигматулина Маннура Зиннуровича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-104/2011

01 февраля 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматулина Маннура Зиннуровича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

М.З.Нигматулин обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители в 1988 году были лишены родительских прав. После лишения родителей родительских прав воспитывался в доме ребенка г. Салехард, затем в п. Горки, затем в детском доме г. Ялуторовск. В 2000 году ему его направили в Вагайском дом-интернате для престарелых и инвалидов Омутинского района Тюменской области, где он проживал и работал до апреля 2010 года. В 2010 году он приехал в г. Салехард, где проживал ранее, жилое помещение в соответствии со ст. 57 ЖК РФ ему предоставлено не было. Просил обязать ответчиков предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

В судебном заседании истец М.З.Нигматулин на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца А.В.Мох, действующий на основании доверенности, поддержал требования истца, указав в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа – А.Г.Морозов, действующий на основании доверенностей, полагал требования иска не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что статья 57 ЖК РФ регулирует порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства. Истец Нигматулин М.З. до момента подачи искового заявления не обращался в департамент строительства и жилищной политики по вопросу обеспечения жильем. Кроме того, считал, что право на обеспечение жильем имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет, а дети- сироты после достижения ими возраста 23 лет сохраняют право на получение жилого помещения, если они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет. Поскольку истец в возрасте до 23 лет на учет нуждающихся в жилых помещениях не встал, он не имеет право на обеспечение жильем как ребенок сирота.

Представитель третьего лица – Департамента образования администрации МО г. Салехард Е.В. Фомин, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что истец является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, однако на учете в Департаменте образования администрации МО г. Салехард он не состоял, в связи с чем, документы о постановке истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не оформлялись. Полагал исковые требования истца подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Нигматулин М.З., 1981 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на основании решения Салехардского городского народного суда от 20 мая 2008 года и 08 июля 2008 года родители истца лишены родительских прав и он передан на попечение органов опеки и попечительства.

Из объяснения истца следует и не оспаривается ответчиками, что после лишения его родителей родительских прав он воспитывался в доме ребёнка в г. Салехард, затем органами опеки и попечительства он был отправлен на воспитание в детский дом г. Тюмени. В 2000 году в связи с тем, что истец является инвалидом второй группы, он был направлен на полное государственное обеспечение в учреждение социального обслуживания - Вагайский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Согласно справке, выданной директором АСУСОН ТО «Вагайский дом-интернат для престарелых и инвалидов» истец Нигматулин М.З. проживал «Вагайском доме-интернате для престарелых и инвалидов» с 12.05.2000 по 12.04.2010 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» выявление и первоначальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, до момента наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 10 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в органы местного самоуправления общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел.

Из данного списка органы местного самоуправления формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Согласно материалам дела, истец Нигматулин М.З. на учете для предоставления жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, а также на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит, договоры социального найма жилых помещений с ним не заключались, жилыми помещениями вне очереди на территории города Салехард он не обеспечивался.

При этом, как установлено в судебном заседании, его родные сестра Нигматулина (Мох) Лючия и Давлетбаев Мансур были обеспечены жилыми помещениями как дети, оставшиеся без родительского попечения, по решениям Салехардского городского суда.

Действующее жилищное законодательство Российской Федерации связывает право на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с моментом окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

То обстоятельство, что истец не был обеспечен жилым помещением после выпуска из Вагайского дома-интерната, сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

По сведениям Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ГУП ЯНАО «ОЦТИ» истец жилых помещений в собственности не имеет.

Также не имеет истец жилых помещений и по договору социального найма.

Из вышеизложенного следует, что органы опеки и попечительства, обязанные в силу закона защищать права детей-сирот, свои обязанности по постановке истца на учет нуждающихся после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания не исполнили.

При указанных обстоятельствах, истец Нигматулин М.З. имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у него возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на предоставление жилого помещения со ссылкой на его возраст, суд находит необоснованным, поскольку достижение лицом 23-х летнего возраста, не поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии с Законом ЯНАО от 03.12.2007 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 115-ЗАО государственные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот, а именно: предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья переданы органам местного самоуправления с 01 января 2009 года с передачей соответствующих финансовых средств по реализации данных полномочий.

На основании ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» средства для обеспечения жильём детей-сирот предусматриваются в окружном бюджете.

Таким образом, в силу приведённых положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

В соответствии с ч.1 статьи 18 Закона «Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» при предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, составляет 33 кв.м. на одного человека.

Таким образом, Нигматулину М.З. подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нигматулина Маннура Зиннуровича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Нигматулину Маннуру Зиннуровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2011 года.

Судья О.В. Богомягкова