Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-168 09 февраля 2011 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санникова Юрия Григорьевича к Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Агентства жилищной политики о признании права на получение государственной жилищной субсидиионуждении
У С Т А Н О В И Л:
Ю.Г. Санников обратился в суд с иском к Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Агентства жилищной политики о признании права на получение государственной жилищной субсидии.
В обоснование иска указал, что проживает в г. Ноябрьске в комнате № -- семейного общежития, расположенного по адресу: мкр Вынгапуровский, ул. – д --. В районах Крайнего Севера он проживал с 29 июля 1976 года по 02 марта 1992 года, т.е. 15 лет 8 месяцев, работая на одном предприятии БАМа – в КЭПРО «Бамтоннельстрой», переименованный в дальнейшем в Управление механизации, которое потом распалось. В поисках работы ему пришлось переехать в г. Новосибирск, где он работал в объединении «Сибсельмаш» с 21.09.1992 года по 02.01.1993 года и агрофирме «Молот» со 02.01.1993 года по 20.02.1994 года. С 05 декабря 1995 года он работает в нефтегазодобывающем управлении «Заполярнефть» ООО «Ноябрьскнефтегаз», переименованном в дальнейшем в ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», т.е. 15 лет. Всего стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районов составляет более 30 лет. Указал, что прописку в 1995 году НГДУ «Заполярнефть» не могли ему предоставить, т.к. он работал вахтовым методом, поэтому был прописан в г. Таштаголе, г. Новокузнецке, г. Новосибирске (до февраля 2003 года), затем с февраля 2003 года по март 2007 года в Башкортостане, а затем у сестры в Радужном с сентября по октябрь 2007 года, после чего ему предоставили комнату в семейном общежитии, где он и проживает в настоящее время. В августе 2009 года им были поданы два заявления и документы в администрацию города Ноябрьска на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ЯНАО: одно- на получение субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, второе – на получение субсидии за счет средств бюджета Тюменской области в рамках реализации областной целевой программы «Сотрудничество». Однако Агентство жилищной политики ЯНАО отказало ему во включении в список на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках федерального законодательства, но включило его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат и желающих выехать в г. Тюмень и Тюменскую область, по программе «Сотрудничество». Считал, что отказ ответчика во включении его в список на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках федерального законодательства, поскольку он прибыл в районы Крайнего Севера до 01 января 1992 года, имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет. Указал, что с марта 1992 года по декабрь 1995 года не работал в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях по уважительной причине, т.к. не мог найти работу. При этом законодатель указывает на общую продолжительность трудового стажа не менее 15 лет, а не непрерывного. Кроме того указал, что регистрация по месту жительства по своей природе является административным актом, носит лишь уведомительный характер и не может влиять на его права. Просил суд признать его право на получение жилищной субсидии по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с даты подачи им заявления на участие.
Определением судьи от 27 января 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
В судебное заседание истец Ю.Г. Санников не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом. В телеграмме, направленной в адрес суда, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО А.Г. Морозов, действующий на основании доверенностей, требования иска Санникова Ю.Г. не признал. Суду пояснил, что Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищной политики. Агентством жилищной политики ЯНАО была проведена экспертиза документов, представленных истцом, в результате чего установлено, что истец прибыл в районы Крайнего Севера в 2007 году из республики Башкортостан, а, следовательно, право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках федерального законодательства у него отсутствуют. При этом, истец был включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках областной целевой программы «Сотрудничество».
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определена в ст. 13 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец с 2007 года проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и зарегистрирован по адресу: г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, ул. --- д. --, к. --.
03 августа 2009 года истец обратился в Агентство жилищной политики ЯНАО (в настоящее время- Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО) с заявлением о регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также о регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на юге Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество».
Решением Агентства жилищной политики ЯНАО от 21 октября 2009 года истцу отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статьей 1 указанного закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах или местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Из анализа выше приведенных норм следует, что право граждан на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 01 января 1992 года, продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах или нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу ст. 3 указанного закона, постановка на учет указанных граждан осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан.
На момент подачи истцом заявления о включении в список таким органом исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа являлось Агентство жилищной политики ЯНАО, на момент рассмотрения дела- Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
Как следует из материалов дела, истец прибыл в районы Крайнего Севера в 2007 году из республики Башкортостан, до 2007 года постоянно в районах Крайнего Севера не проживал, регистрации в районах Крайнего Севера по месту постоянного жительства не имел.
Указанное обстоятельство подтверждает и сам истец в своем заявлении, где указывает, что работал вахтовым методом в НГДУ «Заполярнефть» и был зарегистрирован Таштаголе, Новокузнецке, Новосибирске, затем в Башкортостане, в п. Радужном у сестры.
Довод истца о том, что регистрация по месту жительства в районах Крайнего Севера для разрешения указанного спора не имеет значения, суд находит несостоятельным, поскольку регистрация по месту постоянного жительства является
значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в Российской Федерации.
Подтверждением указанной позиции является определение Конституционного Суда РФ № 123-О от 09 апреля 2002 года, согласно которому условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положениями ст.ст. 17,19, 27 и 40 Конституции РФ.
Кроме того, одним из важных факторов включения в список для участия в программе является отсутствие у гражданина жилья в других регионах Российской Федерации или признание его нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Из копии учетного дела следует, что истцом для рассмотрения в Агентство жилищной политики не были представлены сведения об отсутствии жилья в других регионах Российской Федерации.
Проверить нуждаемость истца Санникова Ю.Г. ответчик без предоставленных справок не имел возможности.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не представляется возможным проверить нуждаемость истца Санникова Ю.Г. в жилых помещениях и в судебном заседании, поскольку истцом справок о наличии или отсутствии жилых помещений в других регионах Российской Федерации суду не представлено.
Учитывая то обстоятельство, что истец включен ответчиком в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Тюмени и на юге Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», его жилищные права ответчиком не нарушены, суд находит заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Санникова Юрия Григорьевича к Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента строительства и жилищной политики о признании права на получение жилищной субсидии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2011 года.
Судья О.В. Богомягкова