Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(заочное)
Дело № 2-136/2011
01 февраля 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тазовского района, действующего в интересах Марьик Сергея Олеговича, к Администрации Тазовского района, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тазовского района, действующий в интересах Марьик С.О., обратился в суд с иском к Администрации Тазовского района, Агентству жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указал, что Марьик С.О. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен в список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2010 год. Вместе с тем, до настоящего времени Марьик С.О. жилое помещение не предоставлено, чем нарушаются его права на обеспечение жильем. Истец закрепленного жилья не имеет, проживает у родственников. В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор Тазовского района просит обязать ответчиков предоставить истцу вне очереди жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам.
Ответчиком - Администрацией Тазовского района представлены возражения на исковое заявление, в которых его представитель просить оставить исковые требования прокурора Тазовского района без удовлетворения, поскольку Администрация Тазовского района не наделена полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производит Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ответчиком – Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа также представлены возражения на исковое заявление прокурора Тазовского района в интересах Марьик С.О., в которых его представитель указал что социальные выплаты предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в порядке, установленном ст. 10 Закона ЯНАО, то есть в соответствии со списком № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу. Социальные выплаты предоставляются в порядке очередности в рамках одной категории граждан, имеющих одинаковые права на получение социальной выплаты. Истец Марьик С.О. состоит в списке № 3 по ЯНАО на 2010 год под № 304. Также указал, что требования прокурора Тазовского района о предоставлении жилого помещения истцу не соответствуют его волеизъявлению, поскольку в соответствии с заявлением Марьик С.О., предоставленного истцом в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, он изъявил желание получить социальную выплату на приобретение жилья.
В судебном заседании от 23 декабря 2010 года прокурор Тазовского района заявил об изменении исковых требований - просил предоставить Марьик С.О. жилищную субсидию для приобретения жилья, указав в качестве ответчика Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
Определением Тазовского районного суда от 23 декабря 2010 года гражданское дело по иску прокурора Тазовского района в интересах Марьик Сергея Олеговича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения передано по подсудности в Салехардский городской суд.
Определением Салехардского городского суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 21 января 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство ЯНАО.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда О.В. Мосиявич уточнила исковые требования – просила обязать Правительство ЯНАО предоставить истцу Марьик С.О. жилищную субсидию для приобретения жилья, указав в обоснование требования и доводы иска.
Прокурор Тазовского района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Истец Марьик С.О., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, соответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, имеются основания рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Марьик С.О., 06.11.1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Салиндер Оксана Катьювна, умерла 21 декабря 1994 года, отец – Марьик Олег Степанович, умер 03 июля 2009 года. Закрепленного жилого помещения истец Марьик С.О. не имеет. Согласно справке отдела опеки и попечительства Департамента образования администрации МО Тазовский район истец Марьик С.О. проживает и зарегистрирован у родственников по месту жительства по адресу: пос. Тазовский район, с. Находка ул. Подгорная д. 11 кв. 8.
На основании распоряжения Администрации села Находка от 19.05.2010 года № 23 истец Марьик С.О. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в список № 3 – список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Марьик С.О., являющийся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении как не обеспеченный жилым помещением, закрепленного жилья не имеет, договоры социального найма жилых помещений с ним не заключались.
В настоящее время истец Марьик С.О. нигде не работает и не учится.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Марьик С.О. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Из материалов дела следует, что истец Марьик С.О. поставлен на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, был включен в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2010 год под номером 304.
Истцом Марьик С.О. в качестве желаемой формы обеспечения жильем выбрано получение жилищной субсидии на приобретение жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пос. Тазовский.
Право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в 2010 году в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО также не содержит таких положений.
Учитывая, что имеется волеизъявление истца о предоставлении ему жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной им форме.
С учетом того, что до настоящего времени истец жильем не обеспечен, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Марьик Сергею Олеговичу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Богомягкова