решение иску Желтовского В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 февраля 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Долматова М.В.,

при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желтовского Владимира Мстиславовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Желтовский Владимир Мстиславович обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что 3 сентября 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости однако, ему было отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку не было подтверждено оснований для включения периода работы с 20 февраля1980 года по 31 января 1988 года в должностях рулевого моториста, первым помощником капитана первым помощником механика, капитана механика в Салехардской автотранспортной базы связи в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако этот период работы должен быть включен в специальный стаж.

В судебном заседании истец поддержал требования и доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Даянова А.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие доказательств.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые были длительное время заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В силу п.п.9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона:

мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

В соответствии с п.2 ст. 28 этого Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.1-10п.1 ст.27 и п.п.7-9 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Условия назначения трудовой пенсии по старости, ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1.01. по 31.12.2002г. – на день, с которого назначается эта пенсия.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие закона « О трудовых пенсиях в РФ» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Пунктом 2 ст. 12 указанного закона и пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 Федерального закона «о трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516) предусмотрено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с тем расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Следовательно, периоды полностью отработанной навигации засчитываются в льготный стаж работника за год работы.

В силу п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого федерального закона.

На основании ст.96 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период трудовой деятельности истца в особых условиях, трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.

Как следует из материалов дела решением ответчика № 44 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» из-за отсутствия такого права. При этом из специального стажа, дающего такое право, исключен период его работы с 20 февраля1980 года по 31 января 1988 года в должностях рулевого моториста, первым помощником капитана первым помощником механика, капитана механика в Салехардской автотранспортной базы связи.

Из трудовой книжки следует, что истец в период с 20 февраля1980 года по 31 января 1988 года работал в должностях рулевого моториста, первым помощником капитана первым помощником механика, капитана механика в Салехардской автотранспортной базы связи.

Из показаний свидетеля Алеева Р.Т. и Примак Г.И. следует, что они работали в заявленном истцом периоде вместе с истцом, занимал должности в спорном периоде, указанные в трудовой книжки. Теплоходы на которых ходил истец занимался перевозкой грузов в районы округа, возили почту, буксировали баржи. Перевозкой людей теплоход не занимался.

В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Из взаимосвязанных положений ст. 19 и ч. 1 ст. 39 Конституции РФ вытекают принципы равенства в условиях получения трудовых пенсий и всеобщности права на пенсионное обеспечение.

Разрешая спор, суд исходит из необходимости соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства, а требований о недопустимости ограничения прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19, ст. 55 Конституции РФ).

С учётом оспариваемых периодов работы стаж истца является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Пунктом 23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Таким образом, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию по старости истцу с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 3 сентября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа засчитать Желтовскому Владимиру Мстиславовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы с 20 февраля1980 года по 31 января 1988 года в должностях рулевого моториста, первым помощником капитана первым помощником механика, капитана механика в Салехардской автотранспортной базы связи.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа назначить Желтовскому Владимиру Мстиславовичу досрочную трудовую пенсию с 3 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 18 февраля 2011 года.

Председательствующий