Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 февраля 2011 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2011 по исковому заявлению прокурора Тазовского района в интересах истицы Пурунгуй Валерии Валерьевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тазовского района обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО в интересах истицы Пурунгуй Валерии Валерьевны о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, сообщив, что Пурунгуй Валерия Валерьевна ХХХ года рождения, является сиротой, ее мать Пурунгуй С.В. умерла ХХХ года, а отец Пурунгуй В.С. умер ХХХ года. Пурунгуй В.В. состоит на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации МО Тазовский район как лицо из числа детей-сирот с 1 января 2010 года.
До настоящего момента Пурунгуй В.В. жильем не обеспечена, нарушено ее право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у нее наступили.
В иске прокурор просит обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.
Определением судьи Салехардского городского суда от 18 января 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании прокурор Тазовского района и истица Пурунгуй В.В. участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие прокурора Тазовского района и истицы Пурунгуй В.В.
Помощник прокурора города Салехард Кравцова Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Правительства ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Морозов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что список № 3 по ЯНАО ежегодно формируется департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Пурунгуй В.В. состоит в списке № 3 по округу на 2010 год под номером «263». Согласно заявления Пурунгуй В.В. просит предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения. В связи с тем, что лимит денежных средств, предусмотренный Законом ЯНАО от 30 ноября 2010 года № 93-ЗАО «Об окружном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011-2012 годов» на обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году использован в полном объеме, предоставить Пурунгуй В.В. социальную выплату не представилось возможным. В соответствии со ст. 17 Закона ЯНАО, которая действовала до 1 января 2011 года формами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись: предоставление по договору социального найма, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Законом от 8 октября 2010 года № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы ЯНАО в жилищной сфере» данная статья признана утратившей силу с 1 января 2011 года, в связи с чем, в окружном бюджете на 2011 год бюджетные средства на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, не предусмотрены.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление Пурунгуй В.В. от 3 декабря 2010 года, адресованное прокурору Тазовского района, в котором она сообщила, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечена, и просила обратиться в ее интересах в суд с иском о предоставлении ей жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах Пурунгуй В.В.
Прокурором заявлено требование о выдаче Пуругнуй В.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Судом установлено, что Пурунгуй В.В. ХХХ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства в ХХХ. Ее мать Пурунгуй Светлана Васильевна умерла ХХХ года, отец Пурунгуй Валерий Сэрхабиевич умер ХХХ года. Распоряжением главы муниципального образования Тазовский район от 1 октября 2001 года № 362 опекуном несовершеннолетней Пурунгуй В.В. была назначена Тогой Л.Х.
В соответствии со списком № 3 по Тазовскому району, предоставленным администрацией муниципального образования, Пурунгуй В.В. была включена агентством жилищной политики ЯНАО, правопреемником которого является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, нуждающихся в жилых помещениях по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2010 года под номером «263».
Из адресной справки, выданной УФМС России по ЯНАО в Тазовском районе следует, что Пурунгуй Валерия Валерьевна зарегистрирована по месту жительства ХХХ.
Пурунгуй В.В. состоит на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Тазовский район как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с 19 ноября 2009 года. Распоряжением Администрации района № 362 от 1 октября 2001 года за Пурунгуй В.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: п. Тазовский улица Комсомольская дом 7.
Как следует из справки, выданной администрацией муниципального образования поселок Тазовский, жилой дом, расположенный по адресу ХХХ.
Согласно справок, выданных ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», Тазовский филиал, Ново-Уренгойским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, Пурунгуй В.В. жилья на праве собственности на территории Тазовского района не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, доводы прокурора о том, что Пурунгуй В.В., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у Пурунгуй В.В. в 2009 году, однако до настоящего времени она не реализовала свое право, исковые требования прокурора Тазовского района подлежат безусловному удовлетворению.
При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность предоставить жилищную субсидию следует возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа так, как обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Пурунгуй В.В. состоит на учете отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Тазовский район как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с 19 ноября 2009 года, и она была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на 2010 год под номером «263». В заявлении, адресованном прокурору, Пурунгуй В.В. подтвердила свое волеизъявление на получение субсидии для приобретения жилья.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в ноября 2009 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Пурунгуй В.В. в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.
Поэтому доводы ответчика, о том, что право Пурунгуй В.В. на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, в случае предоставления необходимых документов, нельзя признать обоснованными.
Доводы представителя ответчиков не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Кроме того, в силу Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тазовского района в интересах истицы Пурунгуй Валерии Валерьевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить Пурунгуй Валерии Валерьевне ХХХ года рождения субсидию на приобретение жилого помещения на территории Тазовского района, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета на семью из одного человека
В удовлетворении требований прокурора Тазовского района в интересах истца Пурунгуй Валерии Валерьевны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме составлено 21 февраля 2011 года.
Председательствующий: