Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 февраля 2011 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Волкова А.Е.
при секретаре: Рахимовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куземченко Ольги Ивановны к администрации муниципального образования г.Салехард о включении жилого помещения в наследственную массу умершего наследодателя,
У С Т А Н О В И Л:
Куземченко О.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о включении жилого помещения в наследственную массу умершего наследодателя, мотивировав требования тем, что ХХХ умер её отец Семиненко И.П., ХХХ г.р. После его смерти осталась квартира № ХХХ, которая была приватизирована им 01.03.1993 г., однако в установленном порядке Семиненко И.П. с заявлением в уполномоченные органы о регистрации права собственности на квартиру не обратился.
С декабря 2009 года по настоящее время она проживает в квартире отца, при его жизни осуществляла за ним постоянный уход. После его смерти она сделала в квартире ремонт, оплачивает расходы по содержанию квартиры и коммунальные услуги.
В иске Куземченко О.И. просит включить квартиру № ХХХ в наследственную массу, оставшуюся после смерти её отца Семиненко И.П., умершего ХХХ.
В судебном заседании истица Куземченко О.И. настаивала на удовлетворении её требований по обстоятельствам, изложенным в иске, уточнив, что квартира принадлежала её отцу на основании договора о приватизации.
Третье лицо Малецкая А.А. не возражала против удовлетворения исковых требований, и дополнила, что Куземченко О.И. является единственной наследницей.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Салехард Бондровский Д.Н., действующий по доверенности, ходатайствовал о рассмотрения дела без его участия, в письменном возражении на иск сообщил о несогласии с исковыми требованиями Куземченко О.И., настаивая, что спор между истицей и администрацией муниципального образования город Салехард отсутствует.
Заслушав объяснения истицы, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истица Куземченко О.И. является дочерью Семиненко И.П., который умер ХХХ в г.Салехарде.
При жизни Семиненко И.П. между ним и администрацией муниципального образования г.Салехард был заключён договор № 5 от 01.03.1993 г. приватизации квартиры, расположенной по адресу: ХХХ.
Из объяснений истицы, третьего лица, а также материалов дела следует, что Семиненко И.П. своё право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировать в установленном порядке не успел.
При рассмотрении дела суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которых, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Судом установлено, что умерший наследодатель – Семиненко И.П. в установленном законом порядке при жизни выразил свою волю на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, и между администрацией муниципального образования г. Салехард и Семиненко И.П. был заключён договор приватизации квартиры.
Вместе с тем, Семиненко И.П. был лишен возможности оформить в установленном действующим законодательством порядке право собственности на жилое помещение по обстоятельствам, не зависящим от его воли, поскольку умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
В силу ст. ст. 1110, 1111 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Как следует из материалов дела, Семиненко И.П. умер, не оставив после себя завещания.
На основании п. 1 ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Наследниками первой очереди по закону в соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из материалов дела следует, что истица является единственным наследником умершего Семиненко И.П., ХХХ г.р., иные лица о самостоятельных правах на жилое помещение не заявили.
Ответчик – администрация муниципального образования г. Салехард о своих правах на спорное недвижимое имущество также не заявил, каких-либо иных возражений по существу исковых требований не представлено.
При таких обстоятельствах иск Куземченко О.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Семиненко Ивана Павловича, умершего ХХХ, имущество в виде квартиры ХХХ.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья