решение по иску Тусиды Владислава Сюрмбиевича к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО и Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить его в список № 3 на внеочередное предоставление жилья



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-257/2011

21 февраля 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тусиды Владислава Сюрмбиевича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить его в список № 3 на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

В.С.Тусида обратился в суд с иском к Агентству жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить его в список № 3 на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители в 1983 году умерли. Истец воспитывался в Горковской вспомогательной школе- интернат, 12 февраля 1983 года был поставлен на учет как ребенок - сирота, нуждающийся в улучшении жилищных условий, а также включен в общий список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Ямальский район. Однако Агентством жилищной политики ЯНАО истец был исключен из списка № 3, поскольку Тусида В.С. в возрасте до 23 лет не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что он имеет право на внеочередное получение жилья, как сирота, в связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность включить его в список № 3.

Определением Салехардского городского суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 08 февраля 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство ЯНАО.

Определением Салехардского городского суда от 21 февраля 2011 года произведена замена ответчика Агентства жилищной политики ЯНАО на правопреемника Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.

В судебное заседание истец В.С. Тусида не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Правительства ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО А.Г. Морозов, действующий на основании доверенностей, требования иска не признал.

Представители отдела жилищной политики Управления строительства и архитектуры администрации муниципального образования Ямальский район и администрации муниципального образования Яр-Салинское в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Тусида В.С., 20.11.1978 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Решения исполнительного комитета Ямальского районного совета народных депутатов от 11 февраля 1983 года № 24 Тусида В.С. был определен в Лабытнангский детский дом, а в 1993 года по путевке был переведен в Горковскую вспомогательную школу- интернат.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» выявление и первоначальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, до момента наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми осуществляет формирование общего списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 10 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в органы местного самоуправления общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел.

Из данного списка органы местного самоуправления формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Органы местного самоуправления в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел в исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетные дела в указанный исполнительный орган государственной власти автономного округа не направляются.

Список N 3 формируется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере, согласовывается с уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.

Таким органом в настоящее время является Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно материалам дела, истец Тусида В.С. в 2006 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Ямальский район.

В 2010 году Агентством жилищной политики ЯНАО (правопреемником которого является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО) истец Тусида В.С. был исключен из Списка № 3 на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях до достижения им 23 лет, в связи с чем, истец утратил право на внеочередное обеспечение жильем, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Однако, суд не может согласиться с тем, что истец утратил право на внеочередное обеспечение жильем, поскольку обязанность по постановке истца на учет нуждающихся после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания возлагалась на органы опеки и попечительства, которые в силу закона должны защищать права детей-сирот, а не на сироту. Достижение лицом 23-х летнего возраста, не поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

При указанных обстоятельствах, истец Тусида В.С. имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у него возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения истцом 23-летнего возраста возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.

То обстоятельство, что истец не был обеспечен жилым помещением после выпуска из Горковской вспомогательной школы - интернат, ответчиком и соответчиком не оспаривалось.

По сведениям Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ГУП ЯНАО «ОЦТИ» истец жилых помещений в собственности не имеет.

Также не имеет истец жилых помещений и по договору социального найма.

При указанных обстоятельствах, исковые требования о включении истца в Список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа включить Тусиду Владислава Сюрмбиевича в список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на 2010 год.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Богомягкова