решение по иску Ильина Н.П. к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 марта 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Рахимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Николая Павловича к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Ильин Н.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивировав требования тем, что он работал старшим прорабом в ЗАО «Строймонтажпроект» и ООО «Строитель-3» с 1999 г. по 2006 г.

В 2000 г. ему была предоставлена квартира по адресу: ХХХ, где он проживает с семьёй по настоящее время, и зарегистрирован по месту жительства с 03.09.2004 г.

12.08.2004 г. ему выдали ордер на служебное жилое помещение и впоследствии с МУ «Служба заказчика» заключён договор найма служебного жилого помещения.

С 2007 г. он является пенсионером, но продолжает работать главным специалистом в ГУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО».

02.02.2011 г. он обращался в Управление жилищной политики администрации муниципального образования г. Салехард с заявлением о заключении договора приватизации квартиры, однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Данный отказ истец считает неправомерным, нарушающим его жилищные права, так как ранее в приватизации он не участвовал, настаивает, что к отношениям по пользованию спорной квартирой должны применяться правила о договоре социального найма.

В иске Ильин Н.П. просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Салехард в заключении договора приватизации квартиры ХХХ и признать за ним право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Ильин Н.П. настаивал на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в заявлении, уточнил, что в спорную квартиру он вселился с семьёй осенью 2000 г., а ордер ему выдали только в 2004 г. Квартира была предоставлена УГПС ЯНАО и выданы ключи от квартиры, а истец тогда работал в подрядной организации. В договоре служебного найма указано, что сотрудник ОВД должен освободить квартиру в течение 5 дней после увольнения, однако службу в ОВД он никогда не проходил. В приватизации не участвовал, ранее проживал в г. Печёра.

С 2006 г. с ним проживает и в этой квартире зарегистрирован его сын, который право приватизации уже использовал, и согласен на приватизацию спорной квартиры отцом.

После вселения истец начал оплачивать электроэнергию, другие коммунальные услуги оплачивало УГПС ЯНАО, все коммунальные услуги он начал оплачивать с 2004 г.

Ответчик администрация муниципального образования г. Салехард, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в спорном жилом помещении - квартире ХХХ проживает истец Ильин Н.П. с сыном Ильиным И.Н., и зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу: Ильин Н.П. с 03.09.2004 г., а Ильин И.Н. – с 01.08.2006 г.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации г. Салехард от 10.08.2004 г. № 849-р квартира ХХХ признана служебным жилым помещением и предоставлена на условиях найма служебного жилого помещения Ильину Н.П. на состав семьи из 3-х человек.

12.08.2004 г. Ильину И.Н. выдан ордер на вселение в указанное служебное жилое помещение на состав семьи из трех человек: Ильин Н.П., жена Ильина С.А. и сын Ильин И.Н.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие - 01.03.2005 года.

Таким образом, учитывая, что спорные правоотношения возникли до 01.03.2005 г., применению подлежат, нормы Жилищного кодекса РФ, а также Жилищного кодекса РСФСР.

С учётом периода возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о необходимости применения к ним положений Главы 3 ЖК РСФСР, регулирующей порядок предоставления служебных жилых помещений.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими был установлен в ст. 105 ЖК РСФСР - служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу ст. 106 ЖК РСФСР, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 92 действующего ЖК РФ - служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В ч. 2 названной статьи указано, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В ч. 3 этой статьи закреплено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По сведениям ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», жилой дом, расположенный по адресу: ХХХ, является муниципальной собственностью, но земельный участок под строительство указанного 12-ти квартирного жилого дома был предоставлен Тресту «Ямалгеолстрой» решением исполнительного комитета 21.03.1990 г. № 79.

В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования г. Салехард от 30.12.1997 г. № 648 «О передаче объектов муниципальной собственности МУ «Служба заказчика ЖКХ» и изменения схемы управления объектами коммунального хозяйства», в целях качественного изменения и улучшения обслуживания жителей города и управления муниципальным имуществом, в оперативное управление муниципального учреждения «Служба заказчика ЖКХ» передан муниципальный жилой фонд по состоянию на 01.01.1998 г., в том числе жилой дом по адресу: ХХХ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учётом характера спорных правоотношений в данном случае применению подлежат положения ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. №189-ФЗ, а именно, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Принимая во внимание тот факт, что в жилищном законодательстве, в том числе, в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» отсутствуют правовые нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закреплённых за государственными учреждениями, на основании ст. 7 ЖК РФ, суд учитывает, что подлежит применению аналогия закона, поскольку по своей правовой природе общежития и служебные жилые помещения обладают единым статусом, и к правоотношениям, возникающим из права пользования указанными жилыми помещениями применяются нормы о специализированных жилых помещениях.

Из сообщения от 10.06.2008 г. ГУ Управления государственной противопожарной службы ЯНАО следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ХХХ на балансе ГУ УГПС ЯНАО не числится, и служебным жилым помещением не является.

То обстоятельство, что по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО (Управление Росреестра по ЯНАО), права на объект недвижимого имущества по адресу: ХХХ не зарегистрированы, определяющего значения для данного спора не имеет, поскольку изначально 12-ти квартирный жилой дом находился в ведении государственного предприятия Треста «Ямалгеолстрой», и впоследствии на основании Постановления администрации муниципального образования г. Салехард от 30.12.1997 г. № 648 передан в оперативное управление муниципального учреждения «Служба заказчика ЖКХ».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возникновении у истца права пользования спорным жилым помещением именно по договору социального найма и о наличии у него всего комплекса прав нанимателя, в том, числе, и права на приватизацию жилого помещения.

Кроме того, 27.08.2004 г. на основании ордера на жилое помещение № 102 от 12.08.2004 г., между истцом и МУ «Служба заказчика ЖКХ» был заключён договор № 1545 найма служебного жилого помещения в домах муниципального и жилищного фонда № 869 - квартиры ХХХ.

При этом в подпункте «с» пункта 2 этого договора указано, что при увольнении из Управления внутренних дел наниматель обязан в пятидневный срок освободить занимаемое жилое помещение.

Из анализа условий этого договора найма служебного жилого помещения следует, что он заключён на период трудовых отношений.

Вместе с тем, из представленной истцом копии трудовой книжки следует, что в Управлении внутренних дел он никогда не работал, а на момент предоставления жилого помещения в 2000 г. работал в ООО «Строймонтажпроект», с 2003 г. по 2006 г. - в ООО СК «Стройкомплекс».

07.02.2011 г. администрацией муниципального образования г. Салехард в удовлетворении заявления Ильина Н.П. от 02.02.2011 г. о приватизации жилого помещения было отказано со ссылкой на то, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Из материалов дела следует, что 12.08.2004 г. истцу был выдан ордер на служебное жилое помещение и заключен договор найма служебного жилого помещения, из содержания которого следует, что договор действует на период трудовых отношений истца с Управлением внутренних дел, где в действительности истец никогда не работал.

Ильин Н.П. проживает в жилом помещении, в отношении которого возник спор фактически с 2000 г., при этом в трудовых отношениях с Управлением внутренних дел не состоит и не состоял, поэтому отсутствует функциональное назначение этой квартиры как служебной, и поэтому наем квартиры, в которой проживает истец, носит постоянный бессрочный характер.

Таким образом, установленное договором условие о предоставлении жилого помещения на период службы истца в Управлении внутренних дел противоречит нормам ЖК РСФСР, действовавшему на момент возникновения правоотношений по пользованию жилым помещением и ЖК РФ - вступившему в силу с 01.03.2005 г.

Следовательно, к данному жилому помещению должен применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Кроме того, суд учитывает, что истец длительное время зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства, добросовестно исполняет обязанности по оплате поставляемых коммунальных услуг, требований о выселении или признании утратившим право пользования спорным жилым помещением к нему не предъявлялось, вступившего в законную силу решения суда о признании истца утратившими право пользования этим жилым помещением не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возникновении у истца права пользования квартирой ХХХ именно по договору социального найма, и следовательно, о наличии у него всего комплекса прав нанимателя, в том, числе, и права на приватизацию жилого помещения.

На основании п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 8 в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», не установлено.

При этом, возражений ответчика администрации муниципального образования г. Салехард относительно заявленных исковых требований о приватизации квартиры, а также доказательств, опровергающих доводы истца, не поступило.

Более того, в настоящее время Ильин Н.П. является получателем пенсии по старости с 06.09.2007 г., его длительное проживание в спорном жилом помещении свидетельствует о фактическом согласии ответчика с тем, что наем квартиры, в отношении которой возник спор, носит постоянный, бессрочный характер.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании ст. 12 ГК РФ признание права в судебном порядке является одним из способов защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Анализируя перечисленные нормы закона, суд находит обоснованными доводы истца о том, что отказ администрации муниципального образования г. Салехард в заключении договора приватизации квартиры является неправомерным, нарушающим его жилищные права, и что к возникшим отношениям по пользованию спорной квартирой должны применяться правила о договоре социального найма.

Исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают, что истец ранее в приватизации жилья на территории муниципального образования г. Салехард и в г. Печёре и Печёрском районе Республики Коми не участвовал, что подтверждается справками из ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» и из Печерского межрайонного филиала ГУП Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации», поэтому он вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность на основании ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Обстоятельств, препятствующих в признании за истцом права собственности на занимаемое жилое помещение, судом не установлено.

Поэтому истец, который проживает в квартире ХХХ вправе приобрести её в собственность, в соответствии с положениями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Оценивая приведённые обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о признании за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Ильиным Николаем Павловичем право собственности на квартиру ХХХ.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Е. Волков