Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-185/2011
02 марта 2011 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Сайфутдинове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тазовского района в интересах работников Тазовского районного суда Фроловой Натальи Владимировны, Шапкиной Татьяны Владимировны, Аюповой Шугуры Рафаиловны, Стадник Татьяны Сергеевны, Аксеновой Натальи Герасимовны, Мякишевой Натальи Евгеньевны, Черненко Алены Алексеевны, Сушко Валерия Александровичу к Управлению судебного департамента в Ямало-Ненецком автономно округе о понуждении к установлению районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тазовского района в интересах работников Тазовского районного суда Фроловой Н.В., Шапкиной Т.В., Аюповой Ш.Р., Стадник Т.С., Аксеновой Н.Г., Мякишевой Н.Е., Черненко А.А., Сушко В.А. обратился в суд с иском к Управлению судебного департамента в Ямало-Ненецком автономно округе (УСД в ЯНАО) о понуждении к установлению районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8. В обоснование заявленных требований указал, что ч.1 ст.72 Конституции РФ определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Ст.6 ТК РФ закреплено разграничение полномочий органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Ст.148 ТК РФ определено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическим условиями производиться в порядке и размерах не ниже установленного трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Ст.315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Ст.316 ТК РФ определяет, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством РФ. Аналогичные положения содержит ст.10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». С момента введения в действие ТК РФ и до настоящего времени Правительством РФ не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в ЯНАО. Ст.423 ТК РФ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Из Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения. В связи с чем с учетом правового не урегулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в ЯНАО, следует применять нормативные акты РФ и субъекта РФ – ЯНАО, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке. Исходя из положения Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 года №216 и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате, установленной Законом ЯНАО от 16.12.2004 года №89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО», подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах севернее Полярного круга в ЯНАО, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,8, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 года №ф04-6125/2008 (15334-А81-43) от 02.06.2009 №Ф04-3205/2009(7592-А81-32), от 20.11.2009 года №А81-2074/2009. Вместе с тем на основании приказа начальника Управления судебного департамента в ЯНАО Сухинина С.В. районный коэффициент к заработной плате работникам Тазовского районного суда ЯНАО установлен в размере 1,5. В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Ст.3 ТК РФ определяет, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В нарушений приведенных положений, работники Тазовского районного суда, проживающие в п. Тазовский Тазовского района в одинаковых климатических условиях с работниками бюджетных организаций, финансируемых за счет средств окружного и местно бюджетов, районный коэффициент к заработной плате установлен 1,8, получают заработную плату с районным коэффициентом 1,5. Считает, что в данном случае имеет место нарушение принципа равенства перед законом, не обеспечение гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного района.
Прокурор Тазовского района, процессуальные истцы Фролова Н.В., Шапкина Т.В., Аюпова Ш.Р., Стадник Т.С., Аксеновой Н.Г., Мякишева Н.Е., Черненко А.А., Сушко В.А. уведомлены надлежащим образом в суд не явились.
Помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на удовлетворении заваленных прокурором Тазовского района исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УСД в ЯНАО будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что исковые требования не признает в полном объеме по следующим основаниям. Ст.423 ТК РФ определяет, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. В связи с этим применяется Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», в котором на территории ЯНАО применяется коэффициент 1,5. Доводы прокурора Тазовского района на постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 года №ф04-6125/2008 (15334-А81-43) от 02.06.2009 №Ф04-3205/2009(7592-А81-32), от 20.11.2009 года №А81-2074/2009 о том, что Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П не было опубликовано для всеобщего сведения, как это предусмотрено ч.3 ст.15 Конституции РФ, в официальном порядке не могут служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного акта. Районный коэффициент 1,5 утвержден Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П до принятия Конституции РФ и по существу доведен до всеобщего сведения в установленном на то время порядке, и применялся к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в ЯНАО. Согласно ст.124 Конституции РФ, ст.1 Федерального закона от 10.02.1999 года №30-ФЗ «О финансировании судов РФ» суды РФ финансируются только за счет средств федерального бюджета. Согласно ст.5 Федерального закона от 08.01.1998 года №7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» финансирование судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментов за счет средств федерального бюджета. Поскольку финансирование судебной системы осуществляется только за счет средств федерального бюджета, районный коэффициенты, установленные субъектами РФ, для расчета заработной платы государственным гражданским служащим и обслуживающему персоналу Тазовского районного суда не подлежат применению. С данным вопросом УСД в ЯНАО обращалось в Судебный Департамент при Верховному Суде РФ, откуда был получен ответ 15.06.2009 года №СД-3/487, о том что районный коэффициент устанавливается в соответствии с действующим в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П.
Суд выслушав доводы сторон участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
Согласно имеющихся в материалах дела служебных контрактов процессуальных истцов Фролова Н.В., Шапкина Т.В., Аюпова Ш.Р., Стадник Т.С., Аксеновой Н.Г., Мякишева Н.Е., Черненко А.А., Сушко В.А. являются гражданскими служащими Тазовского районного суда.
15.12.2010 года указанные государственные служащие обратились с заявлением к прокурору Тазовского района в котором изложили доводы о нарушенных по их мнению их трудовых правах аналогичные по своему содержанию доводам прокурора Тазовского района, изложенным им в исковом заявлении.
Приказом УСД в ЯНАО от 30 марта 2005 года №39/ЛС «О размере районного коэффициент» всем работникам УСД, районных (городских) судов установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,5.
Ст.315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Ст.316 ТК РФ определяет, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения о определении размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации содержаться в ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1991 года №4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Ст.316 ТК РФ также определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Ст.423 ТК РФ устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Поскольку Постановлением Правительства РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе Ямало-Ненецкого автономного округа, не установлен, то подлежит применению действующее в настоящее время Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», в котором на территории ЯНАО установлен районный коэффициент 1,5.
Ст.124 Конституции РФ, ст.1 Федерального закона от 10.02.1999 года №30-ФЗ «О финансировании судов РФ» определено, что суды РФ финансируются только за счет средств федерального бюджета. Согласно ст.5 Федерального закона от 08.01.1998 года №7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» финансирование судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментов за счет средств федерального бюджета.
Поскольку финансирование судов и системы Судебного департамента, в том числе государственных служащих и обслуживающего персонала Тазовского районного суда, входящего в систему судов РФ, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, то подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный указанным выше действующим в настоящее время Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года №380/П.
Законом ЯНАО от 16.12.2004 года №89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО» определено, что им установлены окружные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств окружного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств окружного бюджета. Данным законом субъекта РФ установлен более высокий размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, в соответствии с полномочиями субъекта Р, определенными ст.316 ТК РФ, но данный закон субъекта РФ не подлежит применению в отношении лиц проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств федерального бюджета, поэтому доводы прокурора в данной части являются не состоятельными.
Суд также считает не состоятельными доводы прокурора Тазовского района со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», поскольку данным нормативным актом регулируются отношения, связанные с пенсионным обеспечением, а не с порядком выплаты заработной платы.
При установленных судом обстоятельствах исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Тазовского района в интересах работников Тазовского районного суда Фроловой Натальи Владимировны, Шапкиной Татьяны Владимировны, Аюповой Шугуры Рафаиловны, Стадник Татьяны Сергеевны, Аксеновой Натальи Герасимовны, Мякишевой Натальи Евгеньевны, Черненко Алены Алексеевны, Сушко Валерия Александровичу к Управлению судебного департамента в Ямало-Ненецком автономно округе о понуждении к установлению районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков