решение по иску Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард к Осташковой Лилии Васильевне, Осташковой Светлане Валерьевне о взыскании суммы целевой образовательной субсидии,



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 марта 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард к Осташковой Лилии Васильевне, Осташковой Светлане Валерьевне о взыскании суммы целевой образовательной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент образования администрации муниципального образования город Салехард обратился в суд с иском к Осташковой Лилии Васильевне, Осташковой Светлане Валерьевне о взыскании суммы целевой образовательной субсидии в сумме 160100 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что между истцом и ответчиками были заключены договора о предоставлении целевой образовательной субсидии. В соответствии с которыми истец (заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 160100 рублей путем перечисления на расчетный счет Северо-западной академии государственной службы. В соответствии с п.3.6 (в последующих договорах 3.2.4), договоров ответчик по окончании ВУЗа обязан отработать на территории г. Салехарда или Ямало – Ненецкого автономного округа, в соответствии с полученной специальностью, не менее 3-х лет (при наличии вакансии). Ответчиком предоставлен документ департамента занятости от 10 сентября 2008 года, подтверждающий отсутствие вакансий по специальности, полученной ответчиком в ВУЗе. В сентябре 2010 года Счетной Палатой Ямало – Ненецкого автономного округа была проведена проверка работы истца по предоставлению целевых образовательных субсидий. В Акте о проверке, среди выявленных нарушений было указано, что документ от департамента занятости об отсутствии вакансий согласно п.4 Постановления администрации Ямало – Ненецкого автономного округа от 06.04.2007 года №160-А, не является освобождающим для выпускников, от исполнения обязательств по договору о предоставлении субсидий. В представлении счетной платы истец был обязан провести работу по подтверждению факта трудоустройства или возврату сумм предоставленных субсидий за все время обучения. Истцом было направлено ответчикам письмо с требованием возврата суммы целевой образовательной субсидии, однако ответчики отказались возвращать целевую образовательную субсидию. Согласно договоров о предоставлении целевой образовательной субсидии, родители (законные представители) ответчика несут субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика при недостаточности или отсутствии у него денежных средств, в соответствии со ст.399 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца Копейкин В.А., действующий на основании доверенности истца, на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Осташкова Лилия Васильевны, извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, сведений о не явке не предоставила. Ответчик Осташкова Светлана Валерьевны в суд не явилась, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствии.

Суд выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиками были заключены договора о предоставлении целевой образовательной субсидии: от 4 сентября 2003 года на основании Постановления Администрации г. Салехарда от 8 мая 2003 года № 255 на сумму 29700 рублей; от 14 сентября 2004 года на основании Постановления Администрации г. Салехарда от 19 мая 2004 года № 350 на сумму 20000 рублей; от 7 сентября 2005 года на основании Постановления Администрации г. Салехарда от 21 апреля 2005 года № 274 на сумму 32000 рублей; от 12 сентября 2006 года на основании Постановления Администрации г. Салехарда от 6 мая 2006 года № 335 на сумму 38400 рублей; от 12 сентября 2007 года на основании Постановления Администрации г. Салехарда от 24 мая 2007 года на сумму 40000 рублей.

В соответствии с п.п.1.1 вышеуказанных договоров истец (заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 160100 рублей путем перечисления на расчетный счет Северо-западной академии государственной службы, что подтверждается платежными поручениями: от 6 октября 2003 года; от 6 октября 2004 года; от 15 сентября 2005 года; от 21 сентября 2006 года; от 19 сентября 2007 года.

В соответствии с п.3.6 договоров от 4 сентября 2003 года и от 14 сентября 2004 года, в последующих договорах в п. 3.2.4 указано, что ответчик по окончании ВУЗа обязан отработать на территории г. Салехарда или ЯНАО, в соответствии с полученной специальностью, не менее 3-х лет (при наличии вакансии).

Постановлением Администрации ЯНАО от 06.04.2007 года №160-А «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году» утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования, согласно п. 4. которого условием предоставления субсидии студентам вузов очной формы обучения (их родителям, законным представителям) является следующее:

- по окончании обучения в вузе студент должен отработать не менее трех лет в соответствии с полученной в вузе специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

В соответствии с указанным Постановлением Администрации ЯНАО Администрацией МО г. Салехард было принято Постановление от 24.05.2007 года №180 «Об организации работы по предоставлению гражданам целевой образовательной субсидии в 2007 году», которым утверждена форма договора о предоставлении целевой образовательной субсидии студенту очной формы обучения, в п. 3.2.4. указано, что студент обязан отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией).

В предыдущем Постановлении Администрации ЯНАО от 21.03.2006 года №113-А «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном округе в 2006 году» утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования, согласно п. 4. которого условием предоставления Субсидии студентам ВУЗов очной формы обучения (их родителям, законным представителям) является следующее:

- по окончании обучения в ВУЗе студент должен отработать не менее трех лет в соответствии с полученной в ВУЗе специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа при наличии вакансии.

Во всех договорах о предоставлении целевой образовательной субсидии, заключенных между истцом и ответчиками указано, что студент обязан отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией). То есть обязательным условием является наличие вакансии по полученной квалификации и специальности, и при их отсутствии сторона обязательств по договору освобождается от возврата суммы целевой образовательной субсидии.

Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса РФ не допускают односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ответчик Осташкова С.В. 10 июня 2008 году успешно окончила Северо-западную академию государственной службы по специальности «менеджмент организации», квалификация «менеджер». В августе и сентябре 2008 года обратилась в Департамент занятости населения Ямало – Ненецкого автономного округа и центр занятости населения и получила отказ в трудоустройстве в соответствии с полученной ею квалификацией и специальности в связи с отсутствием вакансий на территории Ямало – Ненецкого автономного округа, о чем выданы справки от 19 августа и 10 сентября 2008 года.

Согласно условий приведенных выше договоров ответчик Осташкова С.В. обязана отработать в г. Салехарде или в Ямало – Ненецком автономном округе в течение трех лет по окончании ВУЗа.

Согласно сведений представленных в суд Департаментом занятости населения Ямало – Ненецкого автономного округа по полученной ею специальности «менеджмент организации», квалификация «менеджер» за период с 20 июня 2008 года по 10 июля 2008 года, то есть непосредственно после окончания учебного заведения, без специальных требований работодателя к опыту работы имелось 4 вакансии на территории Ямало – Ненецкого автономного округа, в том числе в учреждении культуры, финансируемого из бюджета Ямало – Ненецкого автономного округа, и находящегося в г. Салехарде, однако Осташкова С.В. свою обязанность по договорам о получении образовательных субсидий не выполнила, ни к одному из работодателей для трудоустройства не обратилась и на территории Ямало – Ненецкого автономного округа в течение трех лет по окончании ВУЗа не отработала.

Согласно пунктов 5.4 договоров от 4 сентября 2003 года, от 14 сентября 2004 года, пунктов 5.5 договоров от 7 сентября 2005 года, 12 сентября 2006 года, п.п.4.3. договора от 12 сентября 2007 года о предоставлении целевой образовательной субсидии, родители (законные представители) ответчика несут субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика при недостаточности или отсутствии у него денежных средств, в соответствии со ст.399 ГК РФ, которая определяет, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Таким образом, исковые требования о взыскании с ответчика Осташковой Светланы Валерьевны суммы целевой образовательной субсидии в сумме 160100 рублей, подлежат удовлетворению, а при недостаточности средств с Осташковой Лилии Васильевны, поскольку она несет субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика Осташковой Светланы Валерьевны.

На основании ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина в размере 4402 рубля подлежит взысканию с ответчика Осташковой Светланы Валерьевны, поскольку она является основным должником по предъявленным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Осташковой Светланы Валерьевны в пользу Департамента образования Администрации муниципального образования город сумму целевой образовательной субсидии в размере 160100 рублей, а при недостаточности средств с Осташковой Лилии Васильевны.

Взыскать с Осташковой Светланы Валерьевны государственную пошлину в сумме 4402 рубля.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2011 года.

Председательствующий