Дело № 2-141/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
4 марта 2011 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноселькупского района в интересах истицы Боякиной Елизаветы Васильевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноселькупского района обратился в Салехардский городской суд в интересах истицы Боякиной Е.В., в котором сообщил, что Боякиной Е.В. является лицом из числа детей-сирот и состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Боякина Е.В. состоит в списке для получения жилья в 2011 году, однако до настоящего времени субсидия на приобретение жилья ей не выдана.
В иске прокурор просит обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Боякиной Е.В., ХХХ года рождения, субсидию на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Красноселькупского района, истица Боякина Е.В., представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие прокурора Красноселькупского района, истицы Боякиной Е.В., представителя ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Помощник прокурора города Салехард Мосиявич О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ишметова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявила о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что список № 3 по ЯНАО ежегодно формируется департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Согласно заявления Боякиной Е.В. просит предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.. В соответствии со ст. 17 Закона ЯНАО, которая, действовала до 1 января 2011 года формами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись: предоставление по договору социального найма, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Законом от 8 октября 2010 года № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы ЯНАО в жилищной сфере» данная статья признана утратившей силу с 1 января 2011 года, в связи с чем, в окружном бюджете на 2011 год бюджетные средства на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, не предусмотрены.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление Боякиной Е.В. от 1 сентября 2010 года, адресованное исполняющему обязанности прокурора Курасноселькупского района, в котором она сообщила, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечена, и просила обратиться в ее интересах в суд с иском о предоставлении ей субсидии на приобретение жилого помещения.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах Боякиной Е.В.
Прокурором заявлено требование о выдаче Боякиной Е.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Судом установлено, что Боякина Е.В. ХХХ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства ЯНАО, Красноселькупский район село ХХХ Ее мать Боякина Т.М. умерла ХХХ года, сведения об отце Боякине В.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
В соответствии со списком № 3 по Красноселькупскому району, предоставленным администрацией муниципального образования, Боякина Е.В. была включена Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО, в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, нуждающихся в жилых помещениях по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2011 года под номером «11».
Из справки № 0124, выданной «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования Красноселькупский район следует, что Боякина Елизавета Васильевна зарегистрирована по месту жительства Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, ХХХ.
Боякина Е.В. состоит на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Красноселькупский район как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с 10 сентября 2008 года. Закрепленного жилого помещения Боякина Е.В. не имеет.
Согласно справок, выданных «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования Красноселькупский район, Пуровским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, Боякина Е.В. жилья на праве собственности на территории Красноселькупского района не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, доводы прокурора о том, что Боякина Е.В., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у Боякиной Е.В. в 2008 году, однако до настоящего времени она не реализовала свое право, исковые требования прокурора Красноселькупского района подлежат безусловному удовлетворению.
При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность предоставить жилищную субсидию следует возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа так, как обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Боякина Е.В. состоит на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Красноселькупский район как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с 10 сентября 2008 года. В заявлении, адресованном прокурору, Боякина Е.В., подтвердила свое волеизъявление на получение субсидии для приобретения жилья.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в сентябре 2008 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Боякиной Е.В. в силу закона, не имеющего обратной силы, её право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.
Поэтому доводы ответчика, о том, что право Боякиной Е.В. на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, в случае предоставления необходимых документов, нельзя признать обоснованными.
Доводы представителя ответчиков не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Кроме того, в силу Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Красноселькупского района в интересах истицы Боякиной Елизаветы Васильевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить Боякиной Елизавете Васильевне ХХХ года рождения субсидию на приобретение жилого помещения на территории Красноселькупского района, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета на состав семьи из одного человека.
В удовлетворении требований прокурора Красноселькупского района в интересах истца Боякиной Елизаветы Васильевны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме составлено 9 марта 2011 года.
Председательствующий: