решение по иску прокурора Ямальского района, действующего в интересах Климова Виталия Михайловича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности обеспечить жильем



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-314/2011

18 марта 2011 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ямальского района, действующего в интересах Климова Виталия Михайловича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности обеспечить жильем сироту,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ямальского района, действующий в интересах Климова В.М., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности обеспечить жильем.

В обоснование иска указал, что Климов В.М. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен в список № 3 на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год. Истец Климов В.М. закрепленного жилья и собственного жилья не имеет, обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья, у Климова В.М., состоящего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, наступили 01.07.2010 года. Однако до настоящего времени Климову В.М. жилое помещение не предоставлено, чем нарушаются его права на обеспечение жильем. В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор Ямальского района просит обязать Правительство ЯНАО обеспечить жильем сироту Климова В.М.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых его представитель просить оставить исковые требования прокурора Ямальского района без удовлетворения, поскольку социальные выплаты предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном ст. 10 Закона ЯНАО, то есть в соответствии со списком № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу. Социальные выплаты предоставляются в порядке очередности в рамках одной категории граждан, имеющих одинаковые права на получение социальной выплаты. Обеспечить жильем Климова В.М. в 2010 году не представилось возможным, поскольку весь лимит денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году был использован в полном объеме. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленной Списком № 3, истец Климов В.М. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников данной категории граждан.

В судебное заседание истец Климов В.М., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, направил телефонограмму, в которой просил дело рассмотреть без его участия. Также просил исковые требования удовлетворить, предоставив ему жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Помощник прокурора г. Салехарда О.В.Мосиявич в судебном заседании уточнила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить истцу жилищную субсидию на приобретение жилого помещения или строительства жилья. Указала, что, поскольку у истца возникло право на обеспечение жильем 01.07.2010 года, на неё распространяется действие Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» № 36-ЗАО в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года.

Представитель ответчика А.Г. Морозов, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Климов В.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – Климова О.Я. умерла 30 марта 1989 года, отец – Климов М.С. на основании решения Ямальского районного суда от 23.11.2001 года лишен родительских прав. В связи с указанными обстоятельствами Климов В.М. был принят на учёт органов опеки и попечительства, опекуном Климова В.М. на основании постановления администрации МО Ямальский район от 10.01.2002 года № 10 была назначена Лаптандер З.Я.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Климов В.М., являющийся сиротой, не имеет закреплённого жилого помещения.

30.06.2010 года Климов В.М. окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ямальский полярный агроэкономический техникум».

Из вышеизложенного следует, что право на обеспечение жилым помещением у истца Климова В.М. возникло в 2010 году.

21.01.2010 года Климов В.М. обратился в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования Ямальский район, указав в качестве желаемой формы обеспечения жильем - выдачу жилищной субсидии на его приобретение.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Климов В.М. обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему жилищной субсидии в январе 2010 года, и был включен в список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ли из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в 2010 году в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что имеется волеизъявление истца, выраженное в его заявлении и подтвержденное в судебном заседании, о предоставлении ему жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, право истца Климова В.М. на жилище должно быть реализовано в указанной им форме.

В силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: Климов В.М., 1987 года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год на территории ЯНАО, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечен жилищной субсидией, тогда как такое право у него возникло в 2010 году.

Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Климову Виталию Михайловичу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Богомягкова