О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии искового заявления
29 марта 2011 года г. Салехард
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., рассмотрев вопрос о принятии искового заявления прокурора города Салехард в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард к Липской Любови Ивановне о взыскании денежных средств в размере предоставленной целевой образовательной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Салехард обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард к Липской Л.И., свои требования мотивировал тем, что между Управлением образования Администрации муниципального образования г. Салехард были заключены договоры о предоставлении целевой образовательной субсидии для получения высшего образования по очной форме обучения.
В соответствии с подпунктами 1.1. и 2.1 договоров и Положением о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета, утвержденным постановлением Губернатора ЯНАО от 28.02.2005 г. № 85, Департамент образования принял обязанность по перечислению целевой образовательной субсидии в сумме 97 000 рублей исполнителю - Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет».
Студент в соответствии с условиями договора обязался по окончании высшего учебного заведения отработать на территории г. Салехард или Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с полученной специальностью не менее 3-х лет. Свои обязательства Управление образования Администрации муниципального образования г. Салехард выполнило надлежащим образом, однако Липская Л.И. обязательства о предоставлении документов о трудоустройстве не исполнены.
В иске, ссылаясь на то, что уклонение ответчика от исполнения договорных обязательств наносит вред интересам Ямало-Ненецкого автономного округа в части недополучения доходов в окружной бюджет, прокурор просит взыскать с Липской Л.И. денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 97 000 рублей.
Ознакомившись с исковым заявлением прокурора и представленными документами, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В обоснование наличия права на предъявление указанного иска, прокурор указал, что полномочия по предоставлению образовательной субсидии и распоряжению денежными средствами, по поводу которых возник спор, переданы Департаменту образования Администрации муниципального образования г. Салехард, что денежные средства должны поступить в централизованную бухгалтерию Департамента образования Администрации муниципального образования г. Салехард, затем они переводятся на счета бюджета города и далее на счет бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением от 11.06.2009 г. № 44 Городской думы муниципального образования г. Салехард было утверждено Положение о Департаменте образования Администрации муниципального образования г. Салехард, в соответствии с которым Департамент образования Администрации города Салехарда является отраслевым органом местного самоуправления - структурным подразделением Администрации города Салехарда, осуществляющим функции по управлению муниципальной системой образования. Департамент является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Более того, Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на департамент функций.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году» № 160-А от 06.04.2007 года утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования.
Пунктами 14 и 15 названного Положения установлено, что средства на выплату субсидии направляются из окружного бюджета в бюджет муниципальных образований в виде субвенций. Департамент образования автономного округа определяет размер субвенций, которые впоследствии направляются в бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов).
Обязанность по обеспечению возврата денежных средств в окружной бюджет возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов автономного округа.
Так, из представленных документов видно, что сторонами договора о предоставлении целевой образовательной субсидии студентом очной формы обучения явились Липская Л.И. и Департамент образования Администрации города Салехард, который обязался перечислить сумму целевой образовательной субсидии на расчетный счет образовательного учреждения, при этом в пункте 5.4. договора определено что в случае, если споры и разногласия не будут урегулированы путем переговоров между сторонами, они подлежат разрешению в судебном порядке.
В уведомлениях от 17.11.2010 г. Липская Л.И. была предупреждены о том, что в случае неисполнения обязательств по договорам, Департамент образования Администрации муниципального образования г. Салехард подаст исковое заявление в суд с целью принудительного взыскания затраченных средств окружного бюджета на обучение.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 48 и 56 ГК РФ и то обстоятельство, что Департамент образования является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, самостоятельно реализует возложенные на него функции, прихожу к выводу, что у прокурора г.Салехарда отсутствуют процессуальные полномочия на обращение в суд с иском по спорному вопросу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии заявления, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому Гражданским процессуальным кодексом РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 134 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прокурору города Салехард в принятии искового заявления в интересах Ямало-Ненецкого автономного круга в лице Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард к Липской Любови Ивановне о взыскании денежных средств в размере предоставленной целевой образовательной субсидии, - отказать.
Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Определение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья С.П. Гниденко