Решение по заявлению прокурора г.Салехарда, действующего в интересах Гусевой А.В., а также несовершеннолетних Гусева В.Д., Шевелева И.Д., об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Салехард.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

29 марта 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Гниденко С.П.,

при секретаре судебного заседания: Морозовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах Гусевой Анны Валентиновны, а также несовершеннолетних Гусева Вадима Денисовича, Шевелева Ивана Дмитриевича, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Салехард,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Салехард обратился в суд в интересах Гусевой Анны Валентиновны, а также несовершеннолетних Гусева Вадима Денисовича, Шевелева Ивана Дмитриевича, с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Салехард, мотивировав свои требования тем, что 09 февраля 2011 года в прокуратуру города Салехард обратилась Гусева А.В. с заявлением о защите жилищных прав её и несовершеннолетних детей – Гусева В.Д. 1996 года рождения, и Шевелёва И.Д. 2006 года рождения, которые проживают по адресу: г. Салехард, ул.Х, д.Х, кв.Х.

Заключением межведомственной комиссии № 238 от 02 июля 2010 года указанный жилой дом №Х по ул.Х в г. Салехарде признан непригодным для проживания.

Распоряжением администрации муниципального образования город Салехард № 965-р от 14 сентября 2010 года «Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011 – 2015 годы» дом №Х по ул. Х г. Салехард подлежит расселению в 2011 году.

Далее прокурор сообщает, что до настоящего времени дом №Х по ул.Х в г. Салехарде аварийным и подлежащим сносу не признан, поэтому вопрос о предоставлении Гусевой А.В. и её детям другого благоустроенного жилого помещения не решен.

В заявлении прокурор города Салехард, действующий в интересах Гусевой А.В. и её несовершеннолетних детей, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Салехард, выразившееся в не издании на основании заключения № 238 от 02 июля 2010 года распоряжения о признании дома №Х по ул.Х г. Салехарда аварийным и подлежащим сносу. И просил обязать администрацию муниципального образования город Салехард издать распоряжение о признании дома №Х по ул.Х г. Салехард аварийным и подлежащим сносу с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жителей этого дома.

В подтверждение полномочий на предъявление требований прокурором представлено заявление Гусевой А.В. от 24 февраля 2011 года, в котором содержится просьба об обращении в суд в защиту её интересов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кравцова Т.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении.

Заявитель Гусева А.В. в судебном заседании также просила удовлетворить требования и признать незаконным бездействие администрации города.

Представитель заинтересованного лица, администрации муниципального образования город Салехард, Мухин В.Н., действующий на основании доверенности, пояснил, что решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принимается межведомственной комиссией по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (межведомственной комиссии).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Прокурором г. Салехард, действующим в интересах Гусевой А.В. и её несовершеннолетних детей, оспаривается бездействие администрации муниципального образования город Салехард, выразившееся в не издании распоряжения о признании дома №Х по ул.Х г. Салехарда аварийным и подлежащим сносу.

Как установлено судом, Гусева А.В. проживает и зарегистрирована по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул.Х, дом Х, квартира Х, и имеет несовершеннолетних детей Шевелева Ивана Дмитриевича 09 февраля 2006 года рождения и Гусева Вадима Денисовича 29 марта 1996 года рождения, которому установлена инвалидность.

Гусева А.В. и члены её семьи пользуются квартирой № Х дома № Х по улице Х в г. Салехард на основании договора № 728 социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда.

Заявитель обращалась в администрацию муниципального образования г. Салехард с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с признанием жилого дома № Х по ул. Х непригодным для постоянного проживания, однако в ответе от 17 января 2011 года ей сообщили, что в соответствии с Концепцией муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011 – 2015 годы», утвержденной распоряжением администрации муниципального образования город Салехард № 965-р от 14 сентября 2010 года, жилой дом №Х включен в перечень жилых домов, подлежащих расселению на 2011 год, а также указано, что вопрос о представлении заявителю другого благоустроенного жилого помещения будет решен после признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу в 2011 году.

Согласно заключению межведомственной комиссии № 238 от 02 июля 2010 года многоквартирный жилой дом №Х по улице Х в городе Салехарде, построенный в 1935 году, признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания.

Распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 14 сентября 2010 года № 965-р утверждена Концепция муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011-2015 годы, в соответствии с которой жилой дом по адресу: г. Салехард, ул. Х, дом Х, 1935 года постройки, подлежит расселению ориентировочно в 2011 году.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилые помещения являются объектами жилищных прав. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года определяет, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Как установлено судом, комиссией решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, а потому возложение указанной обязанности на администрацию муниципального образования город Салехард в силу действующего законодательства не возможно. В связи с этим, требования прокурора в части понуждения администрации муниципального образования город Салехард издать распоряжение о признании дома № Х по ул.Х г. Салехарда аварийным и подлежащим сносу, в отсутствие соответствующего решения межведомственной комиссии, не подлежит удовлетворению судом.

В месте с тем, в силу ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования город Салехард и возложении на орган местного самоуправления обязанности издания распоряжения о дальнейшем использовании жилого дома № Х по ул. Х в городе Салехарде, в связи с признанием помещений жилого дома несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 49 указанного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено в судебном заседании спорный жилой дом решением межведомственной комиссии признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания.

То обстоятельство, что дом находится в неудовлетворительном состоянии не оспаривалось представителем заинтересованного лица.

Вместе с тем, решение органом местного самоуправления о дальнейшем использовании жилого дома №Х по ул.Х в городе Салехарде, в связи с признанием помещений жилого дома несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, до настоящего времени администрацией муниципального образования не принято.

При указанных обстоятельствах и учитывая ненадлежащее техническое состояние жилого дома, суд находит бездействие администрации муниципального образования город Салехард в части издания соответствующего распоряжения незаконным. В связи с чем на администрацию муниципального образования город Салехард подлежит возложению обязанность принять распоряжение о дальнейшем использовании жилого дома №Х по ул.Х в городе Салехарде, в связи с признанием помещений жилого дома несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, до настоящего времени администрацией муниципального образования не принято.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Салехард в части не издания распоряжения о дальнейшем использовании жилого дома №Х по ул.Х в городе Салехарде, в связи с признанием помещений жилого дома несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания.

Обязать администрацию муниципального образования город Салехард издать распоряжение о дальнейшем использовании жилого дома №Х по ул.Х в городе Салехарде, в связи с признанием помещений жилого дома несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья С.П. Гниденко