Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах истицы ФИО1, к Правительству <адрес>, Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес>, в интересах истицы ФИО1, о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Обращение в суд мотивировал тем, что ФИО1 является сиротой, её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у ФИО1, состоящей в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наступили ДД.ММ.ГГГГ, однако ФИО1 до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
В иске прокурор <адрес> просил обязать Департамент строительства и жилищной политики <адрес> обеспечить жильём лицо из числа детей-сирот ФИО1.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО1 жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья общей площадью не менее 33 кв.м., на территории <адрес> с. Яр-Сале.
Определением судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечена Администрация муниципального образования <адрес>.
Определением Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство <адрес>.
<адрес>, истица ФИО1, представитель ответчика Правительства <адрес>, и третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> в судебном заседании участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, уточнив, что заявление о постановке на учёт нуждающихся было подано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с письмом отдела опеки и попечительства Администрации муниципального образования <адрес> она была включена в список № по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2010 год под номером «177». Ответчиком не нарушались права ФИО1, так как ей не было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и указанная выплата будет ей предоставлена в соответствии со списком №.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурором представлено суду заявление ФИО1, адресованное прокурору <адрес>, в котором она сообщала, что является сиротой, включена в список на 2010 год, однако жильем до настоящего времени не обеспечена, в связи с чем просила обратиться в её интересах в суд с иском.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах ФИО1
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом <адрес> №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>».
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений.
В Список № включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в тундре, расположенной в <адрес>.
Её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы Администрации Яр-Салинского сельсовета несовершеннолетняя ФИО1 поставлена в очередь на получение жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённого жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма на территории с. Яр-Сале, а также в собственности, не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства Администрации муниципального образования <адрес> ходатайствовал перед агентством жилищной политики <адрес> об обеспечении жильём ФИО1, обратившейся с заявлением о выделении ей жилищной субсидии для приобретения жилья в с. Яр-Сале в январе 2010 года.
ФИО1 обучалась по очной форме в ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им ФИО7», и закончила обучение ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год по муниципальному образованию <адрес>, где истица состоит под номером «26», а также в список № на территории <адрес> под номером «177».
В соответствии со ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере», в Закон <адрес> №-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которым из перечисленных в статье 3 Закона №-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона №-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 в январе 2010 года обратилась в установленном Законом порядке с заявлением о выделении ей жилищной субсидии для приобретения жилья, и право на обеспечение жилым помещением у истицы возникло в июне 2010 года, по окончании её пребывания в образовательном учреждении, в период действия прежней редакции Закона №-ЗАО, предусматривающей форму реализации её права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 Гражданского кодекса РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у ФИО1 в силу закона, не имеющего обратной силы, и имеется волеизъявление истицы, выраженное в её заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей жилищной субсидии, её право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья на условиях договора социального найма либо в собственности не имеет, в настоящее время не является учащейся и не находится в ином государственном учреждении на полном государственном обеспечении, однако до настоящего времени не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением.
Между тем, исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилищной субсидии соблюдены: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях на 2010 год на территории ЯНАО, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечена жилищной субсидией, тогда как такое право у неё возникло в июне 2010 года по окончании обучения в высшем учебном заведении по очной форме обучения.
Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено, и довод представителя ответчика о том, что права истицы не были нарушены, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат безусловному удовлетворению.
Вместе с тем, обязанность по выдаче истице жилищной субсидии необходимо возложить на Правительство <адрес>, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О Правительстве <адрес>» полномочия по составлению проекта окружного бюджета, обеспечение исполнения окружного бюджета осуществляется Правительством ЯНАО.
Таким образом, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах истицы ФИО1 к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верная
судья М.В. Долматов