Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 апреля 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Ноябрьска в интересах Салимовой Марины Владиславовны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Салимовой М.В., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Салимова М.В. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включена в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, тогда как право на обеспечение жильём у неё возникло в 2010 году, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени не обеспечена жилищной субсидией.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В., на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом, что Салимова М.В. включена в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, однако жилым помещением должна была быть обеспечена в 2010 году.
Истица Салимова М.В., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Морозов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Салимова М.В. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год под номером «___», с учетом детей-сирот, переходящих с 2009 года, её очередность по номером «___». Формирование списка не противоречит нормам федерального законодательства и обеспечение жильем должно производиться в соответствии с этим списком во избежание нарушений действующего законодательства при обеспечении жильем. В соответствии с имеющимся заявлением Салимова М.В. изъявила желание получить социальную выплату. В связи с тем, что Законом ЯНАО от 08.10.2010 г. № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере» исключена такая форма обеспечения как предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, право Салимовой М.В. на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году. Салимова М.В. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год под номером «__».
Кроме того, в собственности Салимовой М.В. совместно с Салимовым В.Ф. и Колос Е.В. находится жилое помещение по адресу: г. Ноябрьск _____, д. 114, кв. 1, поэтому размер предоставляемого жилого помещения по договору социального найма должен высчитываться в зависимости о того, будет ли истица передавать органам исполнительной власти автономного округа принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Салимова М.В. 11.11.1989 г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Колос В.Г. умерла _____ г., и отец Салимов В.Ф. решением Ноябрьского городского суда от 17.05.2002 г. лишен родительских прав в отношении дочери.
На основании постановления от 27.02.2002 г. № 7 администрации Тюневского сельсовета Нижнетавдинского района Тюменской области над несовершеннолетней Салимовой М.В. установлена опека и опекуном назначена Дедюхина Л.Н.
16.03.2009 Салимова М.В. обращалась в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом ею указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска.
В связи с чем, 13.04.2009 г. департаментом образования администрации муниципального образования город Ноябрьск первому заместителю главы администрации начальнику НГДИ направлено соответствующее ходатайство о выделении Салимовой М.В. жилищной субсидии.
Однако ответчиком истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на 2011 год под номером «__».
Тогда как в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2010 год на территории муниципального образования г. Ноябрьск Салимова М.В. состояла под номером «__», дата возникновения потребности определена 11.11.2010 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Салимова М.В. имеет в общей долевой собственности совместно с Салимовым В.Ф. и Колос Е.В. жилое помещение по адресу: г. Ноябрьск, ____, д. 114, кв. 1, где зарегистрированы по месту жительства шесть человек: Салимова М.В., отец Салимов В.Ф., сестра Налимова Е.В., дедушка Салимов Ф.С., племянник Налимов Д.С., и родственник Налимов С.Л., общая площадь квартиры составляет 32,50 кв.м. и жилая - 16,70 кв. м.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, Салимова М.В., являющаяся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением, нуждается в жилом помещении, как не обеспеченная жильем по норме, так как учетная норма в г. Ноябрьск органом местного самоуправления установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Салимова М.В. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Салимова М.В. обратилась в установленном порядке с заявлением о выдаче ей жилищной субсидии в марте 2009 года, была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования г. Ноябрьск на 2010 год, затем на 2011 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, тогда как решение о постановке её на учёт принято 20.07.2008 г. и потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала в 2010 году.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истицы возникло в сентябре 2010 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации её права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Салимовой М.В. в силу закона, не имеющего обратной силы, и имеется волеизъявление истицы, выраженное в ее заявлении от 16.03.2009 г. о предоставлении ей жилищной субсидии, её право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.
Поэтому доводы представителя ответчика о том, что право Салимовой М.В. на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, нельзя признать обоснованными, в связи с чем и несостоятельна ссылка представителя ответчика на статьи 18 и 23 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО в части определения размера предоставляемого жилого помещения по договору социального найма с учетом находящегося в собственности у истицы жилого помещения.
Обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилищной субсидии соблюдены: Салимова М.В. 11.11.1989 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях на 2010 год на территории муниципального образования город Ноябрьск, жильем по норме не обеспечена, однако до настоящего времени жилищная субсидия ей не выдана, тогда как такое право у нее возникло в сентябре 2010 года, с момента перевода на заочную форму обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Из материалов дела следует, что жилищные права истицы были нарушены, поскольку жилищной субсидией она в 2010 году не обеспечена.
Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище, реализуемое ею по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
Кроме того, суд учитывает, что право у истицы на реализацию предоставленных законодательством возможностей на получение жилищной субсидии возникло в сентябре 2010 года, после её перевода на заочную форму обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Ноябрьска в интересах Салимовой Марины Владиславовны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Салимовой Марине Владиславовне целевую жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков