Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 апреля 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Ноябрьска в интересах Алексеенко Анны Александровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Алексеенко А.А., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенного на территории города Ноябрьск, мотивировав требования тем, что Алексеенко А.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включена в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, тогда как право на обеспечение жильём у неё возникло в декабре 2007 года, собственного жилья не имеет, а закрепленное жилое помещение менее учетной нормы, поэтому Алексеенко А.А. приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В., на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом, что Алексеенко А.А. включена в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, однако потребность в жилом помещении возникла в 2007 году.
Истица Алексеенко А.А., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Морозов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Алексеенко А.А. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год под номером «№», с учетом детей-сирот, переходящих с 2010 года. Формирование списка не противоречит нормам федерального законодательства и обеспечение жильем должно производиться в соответствии с этим списком во избежание нарушений действующего законодательства при обеспечении жильем.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Алексеенко А.А. ____ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Алексеенко С.Г. по решению Ноябрьского городского суда от ____ г. лишена родительских прав в отношении дочери, отец Алексеенко А.А. умер ____ года.
На основании распоряжения от 02.12.1992 г. № 653 несовершеннолетняя Алексеенко А.А. передана под опеку бабушки, впоследствии опекун была освобождена от обязанностей и несовершеннолетняя передана на воспитание в ГООУ Ямало-Ненецкого автономного округа Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании распоряжения заместителя главы администрации от 19.02.2003 г. № 115-з «Об изменении состава воспитанников муниципального санаторного детского дома», Алексеенко А.А. направлена в окружной детский дом п. Кировский Исетского района Тюменской области, где она воспитывалась до совершеннолетия, вернулась в г. Ноябрьск в 2009 году.
21.09.2009 года Алексеенко А.А. обращалась в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом ею указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска.
В связи с чем, 25.01.2010 г. департаментом образования администрации муниципального образования город Ноябрьск заместителю главы администрации начальнику НГДИ направлено соответствующее ходатайство о постановке Алексеенко А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении.
Впоследствии при обращении к прокурору, Алексеенко А.А. просила обратиться в суд в её интересах с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Истица была включена в Список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году, на основании решения общественно-жилищной комиссии № 6 от 11.02.2010 года, однако в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2010 год включена не была.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ХМАО и ЯНАО истица жилых помещений в собственности не имеет.
Как следует из материалов дела, на основании постановления заместителя главы администрации г. Ноябрьск от 05.02.1996 г. № 63 за несовершеннолетними Алексеенко Е.А. 10.11.1986 г.р., Алексеенко М.А. 06.08.1988 г.р. и Алексеенко А.А. 02.12.1989 г.р. закреплено жилое помещение по адресу: г. Ноябрьск, ул. _____, д. 14, кв. 12, где зарегистрированы по месту жительства четыре человека: Алексеенко А.А., Назарова М.П., Алексеенко М.А. и Алексеенко Ю.А., при этом общая площадь квартиры составляет 33,90 кв.м. и жилая - 17,10 кв. м.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, Алексеенко А.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением, нуждается в жилом помещении, как не обеспеченная жильем по норме, так как учетная норма в г. Ноябрьск органом местного самоуправления установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Алексеенко А.А. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Алексеенко А.А. обратилась в установленном порядке с заявлением об обеспечении её жилым помещением в сентябре 2009 года, однако в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа включена на 2011 год, тогда как решение о постановке её на учёт принято 11.02.2010 г. и потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала в 2007 году после достижения совершеннолетия и выпуска из детского дома.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица Алексеенко А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у неё возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: Алексеенко А.А. 02.12.1989 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, жильем по норме не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло в декабре 2007 года, с момента достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч.1 статьи 18 Закона «Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» при предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, составляет 33 кв.м. на одного человека.
Таким образом, Алексеенко А.А. подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище, реализуемое ею по избранной форме, посредством предоставления жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Ноябрьска в интересах Алексеенко Анны Александровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Алексеенко Анне Александровне благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Ноябрьска, общей площадью не менее 33 кв. м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков