Решение по исковому заявлению прокурора г. Ноябрьска, действующего в интересах Алексеенко М.А. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 апреля 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Гниденко С.П.,

при секретаре судебного заседания: Морозовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ноябрьска, действующего в интересах Алексеенко Марии Александровны, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах Алексеенко М.А., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, мотивировав требования тем, что Алексеенко М.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включена в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, тогда как право на обеспечение жильём у неё возникло в 2006 году. Закрепленное за ней жилое помещение ниже учетной нормы, в связи с чем, она является нуждающейся в жилом помещении, а потому приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом нормам, однако не обеспечена жилищной субсидией.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истица Алексеенко М.А., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Правительства ЯНАО Морозов А.Г., действующий на основании доверенности, против иска возражал. Представил в суд письменный отзыв, привел изложенные в нем доводы. Также пояснил, что в соответствии с внесенными изменениями в региональном законодательстве возможность обеспечения жилищных прав детей-сирот путем предоставления жилищной субсидии отсутствует.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Алексеенко М.А., 06 августа 1988 года рождения., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Алексеенко С.Г. решением Ноябрьского городского суда от 11 декабря 1998 года лишена родительских прав, а отец Алексеенко А.А. умер.

Распоряжением главы администрации города Ноябрьска от 02 декабря 1992 года опекуном Алексеенко М.А. назначена Назарова Мария Павловна.

Согласно постановлению заместителя главы администрации города Ноябрьска от 02 марта 1998 года № 128 Назаренко М.П. освобождена от обязанностей опекуна истицы.

Постановлением заместителя главы города Ноябрьска от 12 января 1999 года № 11 Алексеенко М.А. определена в городской детский дом и за ней, а также ее несовершеннолетними сестрами Алексеенко Е.А., Алексеенко А.А., закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ноябрьск, ул.Х, д.Х, кв.Х.

В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования город Ноябрьск от 19 февраля 2002 года № 115з Алексеенко М.А. выведена из состава муниципального санаторного детского дома и переведена в ГОУ «Курганский детский дом».

16 марта 2009 года Алексеенко М.А. обратилась в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск с составом семьи 2 человека, при этом ею указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 19 мая 2010 года истица была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования город Ноябрьск, под номером «23».

Судом установлено, что за истицей закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д. 14, кв. 12.

Согласно материалам дела Алексеенко М.А.. жилья на праве собственности на территории муниципального образования города Ноябрьска не имеет.

Из справки о регистрации по месту жительства следует, что закрепленное за истицей жилое помещение имеет 33,9 кв.м. общей площади, 17,1 кв.м. - жилой, и в нем зарегистрированы и проживают 4 человека, в том числе сама истица, ее мать бабушка Назарова М.П., сестра Алексеенко А.А. и дочь Алексеенко Ю.А.

Как следует из материалов дела истица состоит в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год, при этом согласно списку по состоянию на 19 мая 2010 года право на предоставление жилищной субсидии возникло у нее 06 августа 2010 года.

Таким образом, поскольку Алексеенко М.А., является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного жилого помещения, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения и ей исполнилось 18 лет, то по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Алексеенко М.А. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме, после достижения ею совершеннолетия.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Алексеенко М.А. обратилась в установленном порядке с заявлением о выдаче ей жилищной субсидии в марте 2009 года, однако была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на 2011 года, тогда как решение о постановке её на учёт принято 24 апреля 2009 г. и потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала 06 августа 2010 года.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истицы возникло в августе 2010 года в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации её права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Алексеенко М.А. в силу закона, не имеющего обратной силы, и имеется волеизъявление истицы, выраженное в ее заявлении от 16 марта 2009 года о предоставлении ей жилищной субсидии, её право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.

Поэтому доводы ответчика, содержащиеся в письменном отзыве на иск о том, что право истицы на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, нельзя признать обоснованными.

Обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилищной субсидии соблюдены: Алексеенко М.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год на территории ЯНАО однако до настоящего времени не обеспечена жилищной субсидией.

Из материалов дела следует, что жилищные права истицы были нарушены, поскольку жилищной субсидией она в 2010 году не обеспечена и в соответствующий список на 2010 год включена не была.

Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище, реализуемое ею по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилищной субсидии.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Алексеенко Марие Александровне жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья С.П. Гниденко