решение по гражданскому делу № 2-639/2011 о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:

председательствующего судьи: Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Обращение в суд мотивировала тем, что она родилась в городе Салехарде ДД.ММ.ГГГГ, её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении ребенка внесены со слов матери.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 47,7 кв. м., жилой площадью 37,6 кв.м., где проживает семья её сестры ФИО7 в составе 6 человек.

В 2007 году ФИО1 закончила обучение в ПУ-12 <адрес>, и, следовательно, наступили обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она достигла совершеннолетия, в учреждениях профессионального образования не обучается, однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В иске ФИО1 просила обязать Правительство <адрес> предоставить ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Истица ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в заявлении, уточнив, что проживает у знакомых, собственного жилья не имеет, а закрепленное жилье менее учетной нормы.

Представитель ответчика Правительства <адрес>, ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями, уточнив, что ФИО1 ранее не обращалась с заявлением о предоставлении жилья, в очереди на получение жилого помещения не состоит, настаивал, что Правительство <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формируют органы местного самоуправления в срок до 1 мая текущего года и затем направляют их в департамент строительства и жилищной политики автономного округа. Кроме того, уточнил, что статья 57 Жилищного кодекса РФ регулирует порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, однако истица ФИО1 до момента подачи искового заявления не обращалась в департамент строительства и жилищной политики по вопросу обеспечения жильем и сведений о включении её в список № ДД.ММ.ГГГГ год муниципальным образованием <адрес> не представлено. Также настаивает на том, что право на обеспечение жильем имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет, а дети-сироты после достижения ими возраста 23 лет сохраняют право на получение жилого помещения, если они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет. Поскольку истица в возрасте до 23 лет на учет нуждающихся в жилых помещениях не встала, следовательно, она не имеет право на обеспечение жильем как ребенок сирота.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации муниципального образования <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, пояснил, что истица является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жильем не обеспечена, на учете в Департаменте образования администрации МО <адрес> не состояла, в связи с чем, документы о постановке истицы на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не оформлялись.

Заслушав истицу, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом <адрес> №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>».

В силу статей 8 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В статье 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений.

В Список № включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ребенка в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетним ФИО1, ФИО6 и ФИО3 назначен опекун ФИО7, за несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Согласно сведений, представленных ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», жилое помещение по <адрес>, состоит из трех комнат, общей площадью 47,7 квадратных метров, жилой площадью 37,6 квадратных метров.

В указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы 10 человек: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13 и ФИО14

Из объяснений сторон и исследованных документов следует, что ФИО1 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году на территории <адрес> не состоит, учетное дело в департаменте строительства и жилищной политики отсутствует, поскольку ФИО1 муниципальным образованием <адрес> в список включена не была, и её учетное дело в адрес департамента строительства и жилищной политики не направлялось.

Вместе с тем, действующее жилищное законодательство Российской Федерации связывает право на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с моментом окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

То обстоятельство, что истица не была обеспечена жилым помещением после выпуска из ПУ-12 <адрес>, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ГУП ЯНАО «ОЦТИ» истица жилых помещений в собственности не имеет.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1, являющийся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением, нуждается в жилом помещении, как не обеспеченная жильем по норме, так как учетная норма в <адрес> органом местного самоуправления установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, на основании решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у неё возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истицы права на предоставление жилого помещения со ссылкой на её возраст, суд находит необоснованным, поскольку достижение лицом 23-х летнего возраста, не поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии с ч.1 статьи 18 Закона «Ямало-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» при предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, составляет 33 кв.м. на одного человека.

Таким образом, ФИО1 подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, доводы истицы, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, детей, оставшихся без попечения родителей, о том, что она не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем после окончания образовательного учебного учреждения в 2007 году, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истица отнесена к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьей 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.

Кроме того, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О Правительстве <адрес>» полномочия по составлению проекта окружного бюджета, обеспечение исполнения окружного бюджета осуществляется Правительством ЯНАО.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что на основании ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» средства для обеспечения жильём детей-сирот предусматриваются в окружном бюджете, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что Правительство <адрес> является не надлежащим ответчиком.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения подлежат безусловному удовлетворению.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным нормам и требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий