Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.,
при секретаре: ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Ямало – <адрес> о возложении обязанности подать в органы местного самоуправления ходатайство о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> о постановке на учёт лиц, нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, мотивировав требования тем, что он является подполковником запаса, проходившим службу в военных комиссариатах <адрес> и <адрес>, был уволен в августе 2003 года по состоянию здоровья.
Истец ссылается на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и настаивает на том, что его в 2003 году по ходатайству военного комиссара <адрес> должны были поставить на очередь на получение жилых помещений или на улучшение жилищных условий.
Считает, что в период прохождения службы Военным комиссариатом <адрес>, его командиром не были разъяснены нормы закона, дающие право постановки на очередь на получение жилья, в связи с чем, было нарушено его конституционное право на жилище.
В иске ФИО1 просил обязать ответчика Военный комиссариат <адрес> подать в органы местного самоуправления ходатайство о постановке его в очередь на получение жилого помещения.
Определением судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования <адрес>.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО3, действующий по доверенности, на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что имеются основания для постановки ФИО1 на очередь для получения жилого помещения по ходатайству Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного окурга.
Представитель ответчика Военного комиссариата <адрес> Жук Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, пояснив, что основанием для подачи военным комиссаром <адрес> ходатайства органам местного самоуправления о постановке военнослужащего в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий является рапорт этого военнослужащего и прилагаемые к нему необходимые документы, однако при увольнении с военной службы ФИО1 не подал такой рапорт военному комиссару <адрес>.
В 2003 году подполковник ФИО1 воспользовался правом на увольнение с военной службы по подпункту «б» пункта 3 ст. 51 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по состоянию здоровья, при этом в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ и в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ утверждал, что жильем по нормам действующего законодательства обеспечен по адресу: <адрес>.
В настоящее время ФИО1 не является военнослужащим, так как исключен из списков личного состава военного комиссариата <адрес> приказом военного комиссара <адрес> и утратил статус военнослужащего в день исключения его из списков личного состава военного комиссариата <адрес>, поэтому в настоящее время полномочия у военного комиссара на подачу такого ходатайства в отношении ФИО1 отсутствуют. Кроме того, истец мог после увольнения с военной службы самостоятельно обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, однако этого не сделал.
Представитель ответчика также заявила, что ФИО1 пропущен общий трехлетний срок исковой давности, дающий ему право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования <адрес>, в судебном заседании участия не принимал.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 проходил службу в военных комиссариатах <адрес> и <адрес>, был уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к военной службе, по состоянию здоровья.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является офицером запаса Вооруженных Сил РФ и состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался с заявлением в военный комиссариат <адрес>, в котором просил сообщить, направлялось ли в органы местного самоуправления в отношении него ходатайство о включении его в очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата <адрес> следует, что основанием для подачи военным комиссариатом ходатайства органам местного самоуправления о постановке заявителя на очередь на получение жилых помещений иди улучшение жилищных условий является его рапорт и прилагаемые необходимые документы, однако в личном деле ФИО1 указанные рапорт и документы, а также сведения о постановке заявителя на учет в органах местного самоуправления отсутствуют.
Из исследованных материалов следует, что на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> и ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № истцу на состав семьи из четырёх человек была предоставлена трехкомнатная <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение с истцом был заключён договор найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда, срок действия договора определен «бессрочно».
В июле 2009 года администрацией муниципального образования <адрес> ФИО1 было разъяснено, что основания для предоставления ему занимаемого жилого помещения на условиях договора социального найма отсутствуют, так как малоимущим он не признан, и на учете граждан (вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
Вместе с тем, решениями Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу, установлено, что характер заключённого с ФИО1 договора найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, имеет природу договора найма жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что обстоятельства, связанные правовой природой договора найма, заключенного с ФИО1, не изменились.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод представителя ответчика о том, что истец ФИО1 обеспечен жилым помещением - квартирой 2 <адрес> по договору найма, что подтверждает сам истец, и видно из рапорта об увольнении с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 2 названной статьи по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Как определено в части 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Действительно, статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2.1 ст. 15 названного Закона закреплено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пунктов 12-16 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по установленным формам.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Затем военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Впоследствии органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Судом установлено, что истец ФИО1 в установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» порядке не обращался с рапортом на имя военного комиссара <адрес> о направлении в органы местного самоуправления ходатайства о его постановке в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Направление такого ходатайства по инициативе Военного комиссариата Законом не предусмотрено.
Более того, суд находит законным и обоснованным довод представителя ответчика о том, что при увольнении с военной службы подполковником ФИО1 в его рапорте об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ и в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ им сообщалось, что жильем по нормам действующего законодательства он обеспечен по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, суд находит, что довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности решающего значения не имеет, так как ФИО1 заявлено требование о возложении на ответчика обязанности направления в органы местного самоуправления ходатайства о постановке его на учет лиц нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, именного как военнослужащего, уволенного с военной службы в запас, и имеющего такой статус в настоящее время.
Таким образом, из материалов дела и вступивших в законную силу решений Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец обеспечен жилым помещением по договору найма, статуса военнослужащего не имеет, так как с ДД.ММ.ГГГГ является офицером запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, в установленном законом порядке не обращался с рапортом на имя военного комиссара о направлении ходатайства о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещения.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности подать в органы местного самоуправления ходатайство о постановке на учёт лиц, нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов