Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах истца <данные изъяты> к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Правительству <адрес>, в интересах истца <данные изъяты>, о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Обращение в суд мотивировал тем, что <данные изъяты> является сиротой, его мать <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у <данные изъяты> состоящего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наступили в июне 2008 года, однако <данные изъяты> до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
В иске прокурор <адрес> просил обязать Правительство <адрес> предоставить <данные изъяты> жилищную субсидию на приобретение жилого помещения.
Прокурор <адрес> и истец <данные изъяты> в судебном заседании участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Правительства <адрес>, ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, уточнив, что <данные изъяты> включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год под номером «217», с учетом детей-сирот, переходящих с 2009 года, его очередность под номером «289». Формирование списка не противоречит нормам федерального законодательства и обеспечение жильем должно производиться в соответствии с этим списком во избежание нарушений действующего законодательства при обеспечении жильем. В соответствии с имеющимся заявлением, <данные изъяты> изъявил желание получить социальную выплату. В связи с тем, что Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере» исключена такая форма обеспечения как предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, право <данные изъяты> на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда <адрес> в 2011 году. <данные изъяты> включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год под номером «67».
Заслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурором представлено суду заявление <данные изъяты> адресованное прокурору <адрес>, в котором он сообщал, что является сиротой, включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако жильем до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем просил обратиться в его интересах в суд с иском.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах <данные изъяты>
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>».
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений.
В Список № включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, его мать <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования <адрес> несовершеннолетнему <данные изъяты>. был назначен попечитель <данные изъяты>
Истец <данные изъяты> обращался в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования <адрес>, при этом им указана желаемая форма обеспечения - жилое помещение по договору социального найма.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ департаментом образования администрации муниципального образования <адрес> руководителю агентства жилищной политики <адрес> направлено соответствующее ходатайство о постановке <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из исследованных материалов следует, что закреплённого жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма, а также в собственности, <данные изъяты> не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>.
<данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по очной форме в МОУ НПО «Ноябрьское профессиональное училище».
В связи с чем, <данные изъяты>. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на территории <адрес> на 2009 год, где истец состоял под номером «220», затем на 2010 год под номером 217», и в списке № ДД.ММ.ГГГГ год истец состоит под номером «67».
В соответствии со ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере», в Закон <адрес> №-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которым из перечисленных в статье 3 Закона №-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.
При этом статья 17 Закона №-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что <данные изъяты> в установленном Законом порядке обратился с заявлением об обеспечении его жилым помещением, и право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в июне 2008 года после окончания обучения в МОУ НПО «Ноябрьское профессиональное училище», в период действия прежней редакции Закона №-ЗАО, предусматривающей форму реализации её права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.
При обращении к прокурору, <данные изъяты> подтвердил свое волеизъявление на обеспечение жильем и просил обратиться в суд в его интересах с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья, таким образом, выразил свое желание относительно формы реализации жилищных прав.
Положения ст. 4 Гражданского кодекса РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не содержит таких положений.
Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у истца <данные изъяты> в силу закона, не имеющего обратной силы, и имеется волеизъявление истца, выраженное в его заявлении о предоставлении ему жилищной субсидии, суд приходит к выводу, что его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, <данные изъяты> является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья на условиях договора социального найма либо в собственности не имеет, в настоящее время не является учащимся и не находится в ином государственном учреждении на полном государственном обеспечении, однако до настоящего времени не реализовал своё право на обеспечение жилым помещением.
Между тем, исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включён в список нуждающихся в жилых помещениях на 2009 год, 2010 год, а затем на 2011 год на территории <адрес>, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечен жилищной субсидией, тогда как такое право у него возникло в июне 2010 года по окончании обучения в профессиональном училище по очной форме обучения.
Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено, и довод представителя ответчика о том, что права истца не были нарушены, является несостоятельным.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О Правительстве <адрес>» полномочия по составлению проекта окружного бюджета, обеспечение исполнения окружного бюджета осуществляется Правительством ЯНАО.
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах <данные изъяты> к Правительству <адрес> подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах истца <данные изъяты> к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство <адрес> предоставить <данные изъяты> как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов