решение по иску прокурора г. Ноябрьск, действующего в интересах Садыкова Руслана Эльбрусовича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения (дело № 2-538/2011



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело №

ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО4.

Салехардский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре: ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, мотивировав требования тем, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен в список № на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год. Истец ФИО2 закрепленного жилья и собственного жилья не имеет, обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья, у ФИО2, состоящего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, наступили в 2010 году - с достижением им совершеннолетия, однако до настоящего времени ФИО2 жильем не обеспечен. В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор <адрес> просит обязать Правительство ЯНАО предоставить истцу ФИО2 жилищную субсидию на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых его представитель просить оставить исковые требования прокурора <адрес> без удовлетворения, поскольку социальные выплаты предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном ст. 10 Закона ЯНАО, то есть в соответствии со списком № по Ямало-Ненецкому автономному округу. Социальные выплаты предоставляются в порядке очередности в рамках одной категории граждан, имеющих одинаковые права на получение социальной выплаты. Обеспечить жильем ФИО2 в 2010 году не представилось возможным, поскольку весь лимит денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году был использован в полном объеме. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленной Списком №, истец ФИО2 не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Кроме того, указал, что право ФИО2 на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда ЯНАО в 2011 году.

В судебное заседание истец ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Помощник прокурора г. ФИО4Мосиявич в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что, поскольку у истца возникло право на обеспечение жильем в 2010 года, на него распространяется действие Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» №-ЗАО в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ. Истцу по его желанию должна быть предоставлена жилищная субсидия на приобретение жилого помещения.

Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. ФИО4, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать - ФИО6 по решению Усть-Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО2, отец - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя главы Администрации <адрес> №-з от ДД.ММ.ГГГГ --- была назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО2

Приказом Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец ФИО2 был принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории <адрес>.

Также истец ФИО2 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ЯНАО на 2010 год во внеочередном порядке под номером «207».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2 не имеет закрепленного жилого помещения, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Доводы представителя ответчика о том, что истец обеспечен в настоящее время жильем, суде находит необоснованными, поскольку истец проживает до настоящего времени с опекуном. С достижением ФИО2 совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ - попечительство над ним прекращено, в связи с чем, между истцом и его попечителем прекращены взаимные права и обязанности. Следовательно, жилое помещение опекуна уже не является местом жительства истца, а иного закрепленного жилого помещения за истцом ему предоставлено не было.

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» на отделении начального профессионального образования, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По информации и.о. директора ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» истцу ФИО2 колледжем жилье не предоставлялось, так как обеспечение жильем студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и других социальных категорий, не относится к компетенции учебного заведения.

Исходя из вышеизложенного, учитывая интересы истца ФИО2, относящегося к категории детей-сирот, а также то, что он уже включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на 2010 год, суд находит доводы представителя ответчика о том, что истец должен быть обеспечен жильем после окончания образовательного учреждения необоснованными.

Согласно ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» №-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере», в Закон ЯНАО №-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которым из перечисленных в статье 3 Закона №-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона №-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО2 обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему жилищной субсидии в 2009 году, и был включен в список № - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ли из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в 2010 году в период действия прежней редакции Закона №-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что имеется волеизъявление истца, выраженное в его заявлении о предоставлении ему жилищной субсидии, в силу закона, не имеющего обратной силы, право истца ФИО2 на жилище должно быть реализовано в указанной им форме.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии соблюдены: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилищных субсидиях на 2010 год на территории ЯНАО, собственного и закрепленного жилья не имеет, однако до настоящего времени не обеспечен жилищной субсидией, тогда как такое право у него возникло в 2010 году.

Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО2 жилищную субсидию для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Богомягкова