Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Салехардский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в интересах ФИО1, ФИО2 к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» о взыскании денежных средств за несвоевременное оказание услуг, компенсации морального вреда, штрафа в доход государства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО обратилась в суд с иском в интересах ФИО1, ФИО2 к ОАО «АТК «Ямал» о взыскании денежных средств за несвоевременное оказание услуг, компенсации морального вреда, штрафа в доход государства.
В иске просят взыскать с ответчика денежные средства в сумме 193782 рубля, компенсацию морального вреда, штраф в доход государства.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора ФИО7, действующая на основании доверенности, ФИО3 ФИО1, ФИО5 на удовлетворении исковых требований настаивали, привели доводы и основании изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» ФИО8, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир, покупая билет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией – перевозчиком, которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложена в авиабилете. Авиакомпания несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки в соответствии с нормами ст. 116 Воздушного кодекса.
Согласно ст. 40 ВК РФ – аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки.
Согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и воздушным кодексами, а также по соглашению сторон.
В соответствии с требованиями пункт 72 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судом, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов. При задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, между ФИО3 и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки по маршруту Салехард-Москва на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями электронных билетов, представленными каждым ФИО3. Договор заключен в соответствии с требованиями ст. 786 ГК РФ, ст.ст. 103, 105 Воздушного кодекса РФ.
Свои обязательства по заключенному договору каждый ФИО3 выполнил, оплатив стоимость авиабилета.
Однако вылет из <адрес> был отменен и перенесен на ДД.ММ.ГГГГ на 10 часов 00 минут.
Ответчиком допущенного ненадлежащее исполнение условий договора в связи с опозданием прибытия рейса в пункт назначения. При этом о наличии форс-мажорных и иных обстоятельств, на основании которых ответчика, возможно было освободить от ответственности за неисполнение должным образом условий договора перевозки пассажира, ответчиком заявлений не сделано. Указано о наличии иных обстоятельств того, что аэропорт прибытия «Домодедово» не принимал рейс в предшествующий день вылета вследствие сложившейся там нештатной ситуации. Однако в день вылета не приведено обстоятельств, затрудняющих прибытие самолета в аэропорт «Домодедово».
Вследствие этого каждый ФИО3 понес убытки в связи с необходимостью приобретения за наличный расчет авиабилета по маршруту Москва-Париж для следования к пункту назначения в рамках туристического продукта, поскольку они не смогли воспользоваться из-за опоздания самолета авиабилетом, приобретенным туроператором в обеспечение перевозки по маршруту Москва-Париж.
В авиабилетах пассажиров имеется отметка аэропорта «Домодедово» о том, что рейс 9831 задержан прилетом в Москву до 11.58 ДД.ММ.ГГГГ.
В силу закона ограничение на прием не относится к категории форс-мажорных обстоятельств, при которых с перевозчика снимается ответственность за несвоевременную доставку пассажиров.
В связи с выше изложенным требования каждого из ФИО3 к ответчику – ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом ущерб, причиненный ФИО3 составляет 176688 рублей, а именно расходы на приобретение билетов Москва – Париж – Москва, за свой счет на общую сумму 67826 рублей; неиспользованные дни турпродукта (стоимость проживания в отеле) в сумме 25641 рубль (так как один день проживания в отеле составляет стоимость 8547 рублей (л.д. 22)); неиспользованные оплаченные услуги турпродукта: трансфер и экскурсии в сумме 83221 рубль (стоимость услуги по договору 151609 рублей – 14249 рублей стоимость авиабилетов, включенных в турпродукт – стоимость проживания 54145 рублей).
Стоимость дополнительно приобретенных дней отдыха, стоимости проживания в отеле за два дня (л.д. 22) нельзя отнести к убыткам, поскольку ФИО3 указанные расходы понесены самостоятельно, и не связаны с опозданием на авиарейс Москва – Париж.
Требование о компенсации морального вреда также подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины нарушителя, продолжительность нарушения прав потребителя, принцип разумности и справедливости, а также заслуживающие внимания обстоятельства, и приходит к выводу об удовлетворении требования, и взыскании с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого ФИО3.
В иске ФИО3 просят также взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Указанное требование также основано на законе, поэтому подлежит удовлетворению, и сумма штрафа составила 88344 рубля.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых ФИО3 был освобожден, по правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При указанных обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5333 рубля 76 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в интересах ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО4, ФИО5 материальный ущерб в сумме 176688 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей и компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней ФИО2 в сумме 5000 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в бюджет штраф за не исполнение требований потребителя в сумме 88344 рубля.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в бюджет государственную пошлину в сумме 5333 рубля 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна: судья М.В. Долматов