Решение по иску прокурора г. Губкинский в интересах Каримова Н.Р. к Правительству ЯНАО о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 мая 2011 года Салехардский городской суд в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Губкинский в интересах Каримова Наиля Рафаиловича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Губкинский, действуя в интересах Каримова Н.Р., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав требования тем, что Каримов Н.Р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Каримова С.М. умерла ХХХ года, отец Каримов Р.Ш. умер ХХХ года, в связи с чем, истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с 07.03.2007 года, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить Каримову Н.Р. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В., на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом, что Каримов Н.Р. должен быть обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке. Возражала против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения сроком на 5 месяцев, пояснив, что указанные вопросы могут решаться в порядке исполнительного производства.

Истец Каримов Н.Р., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Каримов Н.Р. постановлением администрации МО г. Губкинский от 02.06.2010 года № 429 принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по муниципальному образованию на 2011 год, дата возникновения потребности в жилом помещении указана 07.03.2007 год. На основании списка органа местного самоуправления, Каримов Н.Р. включен в Список № 3 на 2011 год под номером «4» («103» с учетом детей-сирот, переходящих с 2010 года), который утвержден Губернатором ЯНАО 21.04.2011 года. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Каримова Н.Р. со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить Каримову Н.Р. жилого помещения по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 5 месяцев, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, что подтверждается письмами Департамента имущественных отношений ЯНАО от 17.03.2011 года.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Каримов Н.Р. ХХХ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Каримова С.З. умерла ХХХ года, а отец Каримов Р.Ш. умер ХХХ года.

Учитывая, что на момент смерти отца Каримов Н.Р. достиг возраста 17 лет 10 месяцев, попечительство несовершеннолетнему не назначалось.

04.05.2010 года начальник управления образования администрации города Губкинский обращался к начальнику Управления жилищной политики с ходатайством о включении Каримова Н.Р. в список детей-сирот, а также к руководителю агентства жилищной политики ЯНАО с ходатайством о включении Каримова Н.Р. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории ЯНАО.

11.05.2010 года Каримов Н.Р. обращался к главе администрации г. Губкинский с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или предоставлении социальной выплаты как сироте, не имеющему жилого помещения.

На основании постановления администрации г. Губкинский от 02.06.2010 года № 429 сирота Каримов Н.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Каримов Н.Р. состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «4», однако потребность в обеспечении жильем возникла 07.03.2007 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, Каримов Н.Р. собственного и закрепленного жилья на территории г. Губкинский не имеет, зарегистрирован по адресу: ХХХ, которая является собственностью ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», и ранее предоставлялась его отцу Каримову Р.Ш. по договору найма.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Каримов Н.Р. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Каримов Н.Р. обратился в установленном порядке в отдел опеки и попечительства г. Губкинский с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования г. Губкинский, а затем на 2011 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, тогда как потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала после достижения им совершеннолетия в 2007 году.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: Каримов Н.Р. ХХХ г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло в 2007 году, с момента достижения совершеннолетия, следовательно, жилищные права истца были нарушены.

Более того, согласно заявления Каримова Н.Р., предоставленного прокурору, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории г. Губкинский, во внеочередном порядке.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в 2007 году.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда сроком на 5 месяцев суд приходит к следующему.

Свои доводы представитель ответчика Правительства ЯНАО мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение и его в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с Каримовым Н.Р.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок предоставления отсрочки - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истца – его конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Более того, ответчиком Правительством ЯНАО указанными действиями нарушается конституционное право истца, являющегося лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения. Кроме того, предоставление отсрочки исполнения решения суда сроком на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».

При таких обстоятельствах, суд считает разумным и отвечающим интересам истца срок отсрочки - 2 месяца.

Также вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Губкинский в интересах Каримова Наиля Рафаиловича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Каримову Наилю Рафаиловичу благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Губкинский, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 03 июня 2011 года.

Председательствующий К.В. Лисиенков