Решение по иску прокурора Шурышкарского района в интересах Серасхова Г.Т. к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 мая 2011 года Салехардский городской суд в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Шурышкарского района в интересах Серасхова Григория Тимофеевича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шурышкарского района, действуя в интересах Серасхова Г.Т., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав требования тем, что Серасхов Г.Т. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Серасхова Д.Н. и Серасхов Т.Е. умерли 20.11.2004 года, в связи с чем, истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени не обеспечен жилищной субсидией.

Впоследствии прокурором Шурышкарского района, действующего в интересах Серасхова Г.Т., были изменены исковые требования, и он просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставления Серасхову Г.Т. жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В., на заявленных требованиях настаивала по доводам измененных исковых требований, уточнив при этом, что Серасхов Г.Т. включен в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год и должен быть обеспечен жилищной субсидией во внеочередном порядке.

Истец Серасхов Г.Т., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Морозов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Серасхов Г.Т. состоял в списке № 3 детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год под номером «100», его учетное дело выносилось на рассмотрение рабочей группы в конце 2010 года, однако было перенесено на 2011 год в связи с тем, что Серасхов Г.Т. обратился с заявлением о переносе предоставления социальной выплаты на 2011 год, и включен в список № 3 на 2011 год под номером «11», который утвержден Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа 21.04.2011 года. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Серасхова Г.Т. со стороны Правительства ЯНАО и департамента строительства и жилищной политики ЯНАО не допущено. В соответствии с имеющимся заявлением Серасхов Г.Т. изъявил желание получить социальную выплату. Законом ЯНАО от 08.10.2010 г. № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», вступившим в силу 01.01.2011 года, исключена такая форма обеспечения как предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Учитывая, что Серасхов Г.Т. обратился с заявлением об обеспечении его жильем и состоял в списке № 3 до 01.02.2011 года, то он имеет право воспользоваться либо правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году, либо предоставлением жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья. При этом сам Серасхов Г.Т. не возражает против предоставления ему жилищной субсидии вместо жилого помещения. Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить Серасхову Г.Т. жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья, просил установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Серасхов Г.Т., 04.06.1987 г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Серасхова Д.Н. и Серасхов Т.Е. умерли 20.11.2004 года.

На основании распоряжения от 15.12.2004 года № 522-р администрации муниципального образования Шурышкарский район несовершеннолетнему Серасхову Г.Т. назначен попечитель Накова Р.Т.

14.05.2009 года начальник управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район обращался к заместителю главы администрации муниципального образования Шурышкарский район с ходатайством о предоставлении лицу из числа детей-сирот Серасхову Г.Т. субсидии для приобретения жилого помещения.

07.04.2011 года Серасхов Г.Т. обращался к первому заместителю департамента строительства и жилищной политики ЯНАО с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в г. Салехард, где планирует проживать и устроиться на работу.

Между тем, из заявления от 06.08.2010 года, адресованного руководителю жилищной политики ЯНАО, следует, что Серасхов Г.Т. просил предоставить ему жилищную субсидию для приобретения жилья в г. Салехард или Приуральском районе.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Серасхов Г.Т. состоял в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год на территории муниципального образования Шурышкарский район под номером «106», состав семьи указан 1 человек, однако 10.10.2010 года Серасхов Г.Т. обращался с заявлением к главе муниципального образования Шурышкарский район с заявлением о переносе предоставления социальной выплаты по не зависящей от него причине - в связи с отсутствием рынка жилья на территории района, поэтому Серасхов Г.Т. был включен в список № 3 на 2011 год под номером «11», который утвержден Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа 21.04.2011 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С 21.02.2009 года Серасхов Г.Т. состоит в браке с Серасховой Э.Б., имеют ребенка Серасхова А.Г. 04.04.2009 года.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, Серасхов Г.Т. имеет регистрацию по адресу: Шурышкарский район, село Питляр, ул. Набережная, д. 3, кв. 3, общей площадью 46 кв.м. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы еще 13 человек; закрепленного и собственного жилья Серасхов Г.Т. не имеет, что также подтверждается сведениями из муниципального учреждения «Инвентаризация оценки имущества» и из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Серасхов Г.Т. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 года, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в жилищной сфере», в Закон ЯНАО № 36-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2011 года, которым из перечисленных в статье 3 Закона № 36-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона № 36-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с 01.01.2011 года утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Серасхов Г.Т. обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему жилищной субсидии в августе 2010 года, ранее – в мае 2009 года департаментом образования направлялось соответствующее ходатайство, и истец был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования Шурышкарский район, затем на 2011 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, тогда как потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала после достижения им совершеннолетия в 2005 году.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в период действия прежней редакции Закона № 36-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от 08.10.2010 № 103-ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у Серасхова Г.Т. в силу закона, не имеющего обратной силы, и имеется волеизъявление истца, выраженное в его заявлении от 06.08.2010 года о предоставлении ему жилищной субсидии, его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме, с чем согласен представитель ответчика Морозова А.Г.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилищной субсидии соблюдены: Серасхов Г.Т. 04.06.1987 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях на 2010 год на территории муниципального образования Шурышкарский район, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жилищная субсидия ему не выдана, тогда как такое право у него возникло в 2005 году, с момента достижения совершеннолетия.

Из материалов дела следует, что жилищные права истца были нарушены, поскольку жилищной субсидией он в 2010 году не обеспечен.

Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое им по избранной форме, - посредством получения субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилищной субсидии.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ суд при вынесении судебного решения может определить порядок и сроки исполнения судебного решения, о чем он указывает в резолютивной части судебного решения.

Таким образом, суд считает обоснованным, подтвержденным письменными доказательствами, а потому подлежащим удовлетворению ходатайство представителя ответчика об установлении 2-х месячного срока, необходимого для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда о возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить Серасхову Г.Т. жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья, поскольку для исполнения решения суда необходимо подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления Правительства ЯНАО о выделении дополнительных денежных ассигнований, затем принять постановление и довести выделенные бюджетные средства до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики, следовательно, с учетом всех указанных процедур ответчику для исполнения решения суда потребуются временные затраты не менее 2-х месяцев.

Названный срок отсрочки исполнения решения суда суд находит разумным и отвечающим интересам истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Шурышкарского района в интересах Серасхова Григория Тимофеевича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Серасхову Григорию Тимофеевичу целевую жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, предоставив Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отсрочку исполнения судебного решения на два месяца с даты его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 18 мая 2011 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья К.В. Лисиенков